В октябре новосибирским предпринимателям предстоит сдать сразу несколько отчетов. И эта отчетная кампания значительно отличается от предыдущих. Так, базовая ставка НДС в 2026 году выросла с 20 до 22%, лимиты доходов для упрощенки и патента урезаны втрое, а пониженные тарифы страховых взносов сохранили только для отдельных приоритетных отраслей. Помимо этого, был отменен штраф по статье 119 НК РФ для отчетности без суммы к уплате. Все эти изменения необходимо учитывать при составлении отчетности для недопущения нарушений и дальнейших штрафов.
Ставка НДС выросла с 20 до 22%
Помимо роста ставки изменились и сами расчетные показатели. Теперь вместо 20/120 применяется 22/122, а вместо 16,67% — 18,03%. Форма декларации по НДС также была обновлена приказом ФНС и применяется в отчетности за 1 квартал 2026 года. Также появились обновленные бланки счетов-фактур, книг покупок и продаж, что важно учитывать при начислении НДС после превышения лимита. Проверьте, что используете актуальную форму.
Порог дохода для упрощенки и патента снижен
Если доход на УСН или ПСН превысил лимит в 20 млн, то предпринимателю придется заплатить НДС и сдать декларацию по этому налогу. Для впервые ставших плательщиками НДС в 2026 году, предусмотрено послабление. «Новичкам» штраф за просрочку с первой декларацией не начисляется. Сначала превышение сверяют с итогами 2025 года, затем отслеживают нарастающим итогом уже в течение 2026-го.
Льготный тариф страховых взносов сохранили не для всех
По распоряжению правительства пониженную ставку 15% сверх базы оставили только компаниям малого и среднего предпринимательства из перечня приоритетных отраслей. Остальные представители этого сегмента перешли на общий тариф 30% в пределах базы 2 979 000 рублей.
В 2026 году ставка внутри базы выросла даже для IT-компаний, с 7,6 ранее до 15% сейчас, а сверх базы осталась прежней — 7,6%. Для обрабатывающего производства разработана отдельная форма выплаты: 30% до уровня 1,5 МРОТ и 7,6% с превышения.
Напомним, в этом году, чтобы платить 15-процентному тарифу, нужно состоять в реестре субъектов МСП и выполнять два условия: основной код ОКВЭД должен входить в перечень приоритетных отраслей, а доля доходов от этого вида деятельности составлять не менее 70% за каждый квартал.
Добавим, что с 26 июня 2026 года правительство отменило штраф за несвоевременную сдачу декларации или расчета по страховым взносам, если по отчетности отсутствует сумма налога или взносов к уплате. Но при наличии суммы к уплате штраф по статье 119 НК РФ сохраняется в полном объеме — 5% от неуплаченной суммы за каждый полный и неполный месяц, не более 30% и не менее 1000 рублей.
Ранее редакция сообщала о том, что новосибирский бизнес допускает ошибки при выплате авансовых платежей.
