В начале марта корреспондент редакции Infopro54 совершала покупку в сетевом магазине Новосибирска. Рассчиталась с помощью QR-кода. Деньги с карты списались, но продавец их не увидел и товар не отдал.
— Продавец сказал, что такие ситуации возникают на кассе в магазине не первый раз при расчете QR-кодом. Предупредила, что сумма должна вернуться на карту. Если этого не произойдет, то я должна прийти в магазин через несколько дней для урегулирования ситуации, — говорит корреспондент. — Сумма была небольшая, и я решила в магазин не возвращаться, хотя возврата денег на карту не увидела.
Топ-менеджер ритейлера подтвердил редакции, что подобные случаи происходят.
— Разбираясь в причинах, чаще всего мы сталкиваемся с проблемой взаимодействия между банками продавца и покупателя именно в части обработки по СБП. Срок возврата может доходить до 1 месяца. В любом случае можно обратиться к администратору магазина и написать заявление. Мы поможем в возврате средств, — подчеркнул собеседник.
Пока готовится материал, редакция нашла еще несколько новосибирцев, у которых возникли проблемы с расчетом по QR-коду. Собеседники сообщили, что платеж по кассе не проходил и они оставались без покупки, но позже деньги на карту возвращались.
— Как «ОПОРА РОССИИ», в которую входят представители торгового бизнеса и сферы услуг, мы с такими прецедентами пока не разбирались. Однако лично у меня была такая ситуация. Я рассчиталась по QR-коду за услугу в салоне, деньги списались — мне пришло уведомление, и я ушла домой, а потом мне позвонили из салона, сказали, что деньги не пришли и попросили рассчитаться, — рассказывает исполнительный директор Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Наталия Кошелева. — Я позвонила в банк, так как никакого оповещения о возврате средств не получала. После этого мы долго общались с оператором, только через нее удалось выяснить, что операция была отменена и деньги вернулись на счет. Если вы попали в похожую ситуацию — позвоните в банк, назовите время и сумму списанной суммы, чтобы прояснить вопрос.
Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока компании NielsenIQ, руководитель комитета по маркетингу, рекламе и PR Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» также говорит, что знает о подобных ситуациях.
— В этом случае предприятия должны сверять сумму зачисления на расчетный счет по эквайрингу и сумму по объему реализованной продукции. В случае кондитерского дома «Куликовский» все подобные расхождения устраняются в приоритетном порядке. Мы пишем обращение в банк на основании информации о дате, сумме и времени списания. После чего происходит возврат средств, — пояснила Гаранина.
В пресс-службе АО «НСПК» (Операционный и платежный центр Системы быстрых платежей — СБП. — Ред.) Infopro54 пояснили, что на стороне НСПК — операционного платежного и клирингового центра Системы быстрых платежей (СБП) — все операции проходят в штатном режиме.
— Ситуации, аналогичные описанной в запросе, могли возникать на стороне банка, который предоставляет торговому предприятию возможность принимать оплату по СБП (банк-агент). Именно этот банк обеспечивает информационный обмен о статусе платежа, подтверждает поступление средств на счет магазина и проведение операции оплаты. Как правило, при возникновении подобных ситуаций средства, списанные со счета покупателя, возвращаются в кратчайший срок, — говорится в ответе, полученном редакцией.
В ответ на запрос в управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области пояснили, что за период с 2022 года и первые месяцы 2023 года в управление поступили 4 обращения, связанных с расчетами по QR-коду, когда списание денежных средств со счетов потребителей происходило, но кассовый чек не выходил и товары не были переданы.
— Согласно п.3 ст.16.1 закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе», при оплате товаров и услуг путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
Денежные средства в подобной ситуации могут быть либо на счете банка, осуществляющего транзакцию, либо на счете магазина, в котором совершается покупка, — комментирует заместитель руководителя управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области Лада Самойлова.
В ведомстве порекомендовали потребителям, оказавшимся в такой ситуации, обращаться в банк, с карты которого произошло списание, с заявлением о предоставлении информации о совершенной транзакции, а после получения информации из банка, подтверждающей, что денежные средства поступили на счет магазина, обратиться в магазин с письменной претензией с требованием о возврате денежных средств.
— Как правило, при рассмотрении обращений, поступивших к нам в Росптребнадзор, денежные средства возвращались потребителям в досудебном порядке урегулирования спора при обращении с письменным заявлением, — говорит Лада Самойлова. — Если ситуация не решается в добровольном порядке, то потребитель может обратиться с иском в суд в рамках гражданского судопроизводства.
Ранее на пресс-конференции президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов отмечал, что ритейлерам предлагают продвигать оплату через систему быстрых платежей (СБП), QR-код, чтобы снизить процент за эквайринг, который ритейлеры и сфера услуг платят банкам за каждую операцию. Однако, по его словам, покупатели пока не воспринимают этот способ оплаты. По его оценке, пройдет около 10 лет, прежде чем потребительское поведение изменится в сторону новых решений, если не будет дополнительных стимулов.
Ранее редакция сообщала, что в России введут «цифровые паспорта» на смартфонах в виде QR-кода.
Фото редакции
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна