Темп роста оборота между Россией и Китаем сокращается. На конец третьего квартала он составляет почти 144 млрд рублей, что на 9,4% ниже прошлого года. Примерно на 9% падает экспорт и импорт. Причем спад импорта из Китая в Сибирь — около 20%. Об этом на Международном бизнес-форуме «Управленческая стратегия 2025» в Новосибирске сообщил учредитель и управляющий компаний «Трансиб» и «Трансиб Групп» Андрей Пуненко.
По его словам, этот тренд обусловлен четырьмя ключевыми факторами, которые ранее называл Минэкономразвития РФ, а сибирские участники рынка ощущают на себе.
Во-первых, товарооборот между КНР и Россией последние три года рос очень сильно, но в 2025 году такой темп сохранить не удалось.
Во-вторых, были серьезные проблемы с банковскими расчетами.
— Практически все российские банки в прошлом году попали под санкции. В начале 2025 года большое количество денег, которые они переводили в китайские банки, там зависли и лежали на счетах у китайцев месяц и более. Потом они их, конечно, вернули. Сейчас сложностей с расчетами нет. Все наши ведущие банки открыли в Китае партнеров, и за 0,8–1%, через них переводят деньги практически в любой китайский банк, — констатировал эксперт.
Третий фактор — перенасыщение некоторых сегментов российского рынка.
— Например, наша компания была одним из крупнейших поставщиков металлических цепей в Сибирь. В этом году их поставки сократились на 35%, — рассказывает эксперт.
Четвертый — охлаждение некоторых сегментов российского рынка.
— Например, мы много возили товаров, оборудования, инструментов для строительной отрасли и связанных с ней производств. Доля этих перевозок в общем объеме наших поставок в 2025 году сократилась с 50% до 10−15%. То есть сейчас стройка и все, что около стройки, плотно стоят на коленях, — подчеркнул Пуненко.
По его словам, у членов Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) в среднем перевозки в 2025 году снизились на 20−30%, у перевозчиков Центральной России — на 8−10%.
В то же время по большому количеству товарных групп импорт продолжает расти очень высокими темпами. Как с горечью констатировал Андрей Пуненко, проще сказать, что не входит в список импортируемых товаров.
Например, в денежном выражении в 2025 году в импорте лидируют следующие товары:
Высокую динамику роста в 2025 году показывают следующие товары:
— По своей компании я вижу, что, к сожалению, с начала СВО импортозамещения у нас так и не произошло. Как мы ввозили в большом количестве оборудование, станки, так и продолжаем ввозить. Особого увеличения производства новых станков и оборудования в России не видно. Как мы ввозили запчасти на автомобили и спецтехнику, так и продолжаем это делать в тех же объемах, — с сожалением говорит эксперт.
Для сравнения, на экспорт в КНР Россия вывозит нефть, газ, уголь, медную руду, древесину, морепродукты и т.д.
При этом эксперт отметил, что в 2025 году сибирские и российские предприниматели активизировались на китайских торговых площадках, где они ищут товары, услуги и партнеров. Вырос интерес к участию в отраслевых выставках в КНР. Кроме того, китайские предприниматели тоже заинтересованы в увеличении поставок в Россию. Об этом можно судить по количеству автомобильных погранпереходов, которые ежегодно открывает КНР. Сейчас их уже более десятка, и постоянно появляются новые.
— Стоимость доставки из КНР в Новосибирск на сегодняшний день за 20 футовый контейнер в среднем составляет 1500 долларов по морю до Владивостока и 170 тысяч рублей по железной дороге до Новосибирска. По железной дороге доставка из Китая дороже на 10%, чем в контейнере, автодоставка — на 15%. По моим наблюдениям, это минимальные расценки, и скоро они будут расти, так как приближается пик новогодних заказов. К ноябрю цены могут вырасти в два раза, — прогнозирует Андрей Пуненко.

По оценке эксперта, за счет активизации поставок в четвертом квартиле ситуация на рынке по итогам 2025 года может выправиться. Однако в активизации торговли с Китаем он видит еще один риск для сибирского рынка перевозок и логистики.
— Многие китайские транспортные компании сейчас очень активно заходят на российский рынок. Много грузовых судов, кораблей заходят во Владивосток и по ряду ценовых показателей дают ставку ниже, чем наши сибирские и российские компании. Есть примеры, когда китайские машины с синими номерами загружаются в КНР и едут через всю Россию до Москвы, где растаможиваются, загружаются экспортом и возвращаются в Китай. Пока их единицы, так как если пустить в Россию китайских перевозчиков, то они заберут рынок у российских перевозчиков. Мало того, я каждый год посещаю все мероприятия, выставки и форумы, связанные с Китаем, которые проходят в Москве, и я вижу, что там все меньше и меньше российских перевозчиков, и все больше китайских. Лично меня, как участника рынка, это уже немного напрягает, — признался Андрей Пуненко.
В перспективе, по прогнозам федерального Минпромторга, рост торговли между Россией и КНР в 2025 году может быть более сдержанным, чем в предыдущие годы. В том числе из-за насыщения ряда сегментов российского рынка китайским товаром. Хотя, если будет снижена цена на энергоносители, которые экспортируются в Китай, объем их закупок может увеличиться, и торговый баланс выправится.
Андрей Пуненко ожидает, что в импорте все большую долю будут занимать высокотехнологичные и инновационные продукты. На большинстве других сегментов «товарная экспансия» практически исчерпана.
Ранее редакция сообщала о том, что на предприятиях Новосибирска падает объем гражданских заказов.
Фото базовое Infopro54, автор: Юлия Данилова, внутри текста — предоставлено пресс-службой НГУЭУ.
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
Материалы, отмеченные значком
, являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна