Первые итоги разворота логистики на Восток

  • 15/09/2022, 11:03
РЖД предлагает оптимизировать железнодорожные перевозки и сократить нерациональное перемещение грузов.

В поисках баланса

— За 8 месяцев 2022 года транзит в направлении с Запада на Восток вырос на 10%. Для грузоотправителей Западной Сибири это не очень хорошая динамика. Тем не менее с начала года мы погрузили 187 млн тонн — на 7,4% ниже, чем годом ранее. В основном за счет сокращения перевозок угля в первой половине года. Если брать грузы 2-го и 3-го тарифного класса, то здесь снижения мы не увидели, наоборот, получили плюс 275 тысяч тонн к 8 месяцам 2021 года, — констатировал начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай, выступая на транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь» в Новосибирске.

По его словам, на 25% выросли железнодорожные перевозки муки и зерна, на 2,5% — нефтепродуктов, положительная динамика по продуктам химической промышленности. В целом на ЗСЖД отметили, что в 2022 году наблюдается рост перевозки грузов с высокой добавленной стоимостью.

«В индийском менталитете переплетается чистая математика выгоды и «химия» отношений между партнерами»

К трендам 2022 года Александр Грицай также отнес рост на Восточном полигоне отправок грузов во внутрироссийском сообщении — на 8%. По его словам, это говорит об интенсивной работе экономики и о том, что есть потребность во внутрироссийском сообщении.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило также отметил, что на Восточном полигоне рост перевозок в 2022 году составил 9%.

— У нас идет постепенное замещение угля неугольными грузами. Растут перевозки металлов, нефтепродуктов. При этом мы стараемся найти баланс, не «перекрывать кран» угольным компаниям, чтобы обеспечить перевозки остальных отраслей, — поясняет он.

Шило также рассказал, что, помимо Восточного полигона, активно загружаются направления, которые для РЖД ранее не были приоритетными. Например, по северной ветке РЖД грузопоток вырос на 44%.

— Мы провели большую работу с казахстанскими партнерами. С 15 марта у нас на 53% вырос объем перевозок экспортных грузов через Казахстан в Китай. Наблюдается большой рост мультимодальных перевозок — поставки грузов через порты Каспия выросли на 82%. На пункте пропуска в Хабаровске мы перегружаем грузы на речной флот и перевозим их в КНР, чтобы повысить нашу маневренность. Грузоотправители пробуют разные направления и находят те, которые позволяют им в оптимальном режиме решать стратегические задачи, — пояснил представитель РЖД.

Болевые точки железнодорожных перевозок

Самой серьезной проблемой для грузоотправителей и собственников подвижного состава сегодня являются недельные простои вагонов на станциях. Алексей Шило пояснил, что РЖД понимает проблему и предлагает несколько вариантов ее решения. Первый — увеличение провозных мощностей и строительство новой инфраструктуры.

— Те объемы грузопотока, которые мы получили в 2022 году, стали неожиданностью, так как мы ожидали такой динамики только через несколько лет. К развороту на Восток инфраструктура дороги, портовые мощности оказались не готовы, и сейчас мы делаем все возможное для развития эти проектов ускоренными темпами. По строительству на Восточном полигоне мы сейчас идем с опережением графика. На стройках БАМа и ТРАНССИБа работают более 13 тысяч человек. В 2021 году наши провозные мощности были 144 млн тонны, в 2022 году планируем увеличить их до 158 млн тонн, а к 2025 году — до 180 млн тонн, — добавил Шило.

Кроме того, РЖД отрабатывает технологии для повышения эффективности железнодорожных перевозок по имеющейся инфраструктуре. В частности, в 2022 году по сравнению с 2021 годом удвоено количество тяжеловесных поездов (7100 тонн).

— На наш взгляд, есть резервы, связанные с оптимизацией перемещения полувагонов по Восточному полигону. Мы сегодня везем много угля для электростанций и нужд ЖКХ за несколько тысяч километров, хотя в регионах доставки часто есть свои месторождения, которые ранее обеспечивали топливом ГРЭС, например в Нерюнгри. Мы занимаем инфраструктуру Восточного полигона этими перевозками, забирая объемы у других производств и угля, который можно было бы отправить на экспорт, — рассуждает Алексей Шило. — Таких нерациональных перемещений, что можно было бы перенастроить, много. Мы везем строительные грузы на Дальний Восток, бетонные плиты в Якутию, хотя их производство вполне можно создать в данных регионах. Мы будем предлагать правительству РФ варианты оптимизации железнодорожных перевозок на Восточном полигоне.

Экспортеры ожидают расширения географии сбыта российского зерна

Гендиректор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов поднял еще одну проблему — дискриминационные тарифы при перевозке грузов через Казахстан на рынки Узбекистана, Таджикистана, Афганистана и т.д.

— Все губернаторы регионов-экспортеров уже давно поднимают этот вопрос, но получают обтекаемые ответы. Пока дискриминационных тарифов не было объем переработки зерна и производства муки на Алтае удвоился за 5 лет. Сейчас этот рынок стагнирует, а перерабатывающие мощности Республики Казахстан выросли в несколько раз, — констатирует Соколов.

Алексей Шило пояснил, что этот вопрос сейчас урегулируется на межгосударственном уровне.

Рынок адаптируется

Участники рынка логистики и грузоперевозок также сообщили, что адаптировались к новой ситуации и развернулись на Восток. В частности, директор по логистике СУЭК Денис Рахимжанов рассказал, что сотрудники компании уже в марте выехали в командировки для переговоров с новыми партнерами.

— Мы переориентировались на поставку угля из европейский стран в Марокко, Индию, Турцию и т.д., то есть в те страны, которые ранее не рассматривались нами как стратегически важные партнеры. Работать приходится в сложных условиях. В частности, снижение стоимости угля на FOB с 200 долларов в феврале 2022 года до 166 долларов. Если взять систему, в которой вертится российский рубль, то снижение стало обвальным — угольные компании сейчас недополучают 60% от уровня февраля. Только одна наша компания недополучила около 18,4 млрд рублей, — комментирует Денис Рахимжанов. — При этом угольщикам сейчас доступны только 30% от возможного мирового фрахта, возникли сложности с перестрахованием судов, которые перевозят российский уголь, серьезно удлинились логистические маршруты. В результате стоимость фрахта выросла в 9 раз.

Грузоперевозчики попали в «ножницы цен»

В итоге СУЭК снизила перевозки на экспорт на 31%, при этом внутрироссийские поставки выросли на 10%. Однако 2022 год в целом компания планирует завершить с плюсом. Экспортные поставки расчетно вырастут на 1%, внутренние — на 12%, а в целом рост составит 7%.

— За счет чего нам это удастся сделать? Оперативная диверсификация портфеля продаж. За счет выхода на рынки новых стран компания уже в мае вышла на стандартный уровень экспортных железнодорожных перевозок — 2 млн тонн. Поиск новых партнеров, использование новых технологий — мы лидеры по выводу на сеть тяжеловесных поездов, а также оптимизация издержек, — перечисляет Рахимжанов.

Директор ООО «Алэнси» Владимир Александров отмечает стабилизацию работы с китайскими партнерами. В частности, компания уже поставляет в Россию из КНР хлорид кальция для РЖД и угольных предприятий. В рамках параллельного импорта осуществляются поставки запчастей на автомобили Nissan, Toyota.

— Есть возможность поставлять спецтехнику, экскаваторы, химические продукты, строительные материалы, автошины — номенклатура груза не ограничена, и этот процесс будет только увеличиваться. Сейчас ищем конечных российских потребителей для грузов из КНР. Есть интерес из центральной части России, Московской области. Кроме того, формируем дефектуру на российском рынке и делаем заказ в Китай, где партнеры предлагают оптимальные условия поставок, — пояснил он. — Мы начинали с 1 контейнерного поезда в месяц, с сентября уже отправляем 4. Задача с октября выйти на 5 маршрутов в месяц. На китайской стороне готовятся контейнеры open-top, чтобы расширять сотрудничество.

Алексей Шило уточнил, что за 8 месяцев 2022 года импорт в контейнерах по РЖД вырос на 22%. В основном за счет поставок из Китая.

На перспективу

Прогнозируя развитие ситуации, Алексей Шило отметил, что на рынке постепенно прорисовывается новый тренд: он смещается в сторону грузоотправителей. Эксперт не исключил, что вскоре количество контейнеров будет превышать спрос — и в такой ситуации большая часть процессов по отправке грузов может сместиться на профильные маркетплейсы.

Санкции могут простимулировать крупные транспортные проекты в Сибири

Начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию полномочного представителя президента РФ В Сибирском федеральном округе Иван Гончаров добавил, что сейчас идет обсуждение новой стратегии социально-экономического развития Сибири. Минэкономразвития РФ направило в регионы очередной вариант этого документа.

— Один из посылов новой стратегии — обсуждение и поиск новых логистических маршрутов. Это те вещи, тот становой хребет, вокруг которого будет строиться вся экономика и логистика. Мы ждем предложения экспертов, участников рынка по новым маршрутам с выходом на восток, на юг с заделом на 10-50 лет. Сейчас прорисовывается новая картина мировой экономики, — резюмировал Гончаров.

 

Ранее редакция сообщала, что экспорт из Новосибирской области вырос на 65%. Несмотря на прекращение сотрудничества с 15 странами.

Фото предоставлено организаторами конференции

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять