Новосибирский театр «Глобус» вернул «Отрочеству» Льва Толстого искру божью

  • 29/05/2025, 09:00
Он превратил душное чтиво из школьной программы «на лето» в живую и страстную драму о взрослении

Мастерская инсценировок

Молодёжный академический театр «Глобус», кажется, явил городу ещё одну свою «фишку»: ему отлично удаются спектакли-инсценировки.

То есть, зрелища по литературным сюжетам, которые пьесами изначально не были. А родились как повесть или роман, без прицела на сцену. В общем, «Глобус» — теперь не только архитектурный мем советского модернизма, не только театр для всех возрастов, но еще и отличная мастерская инсценировок. Сценическое воплощение тут убедительно получают сюжеты, которые на сцене и представить-то было трудно. «Триумфальная арка», «Альпийская баллада», а теперь еще и «Отрочество» (16+) Льва Толстого. Такая обойма успехов — это уже не просто череда событий, а тренд, явление.  Под девизом «Инсценировки «Глобусу» удаются!».

Оказался он живой

Инсценировка «Отрочества» не просто удалась, а очень удалась. Это must see 2025-го. Рекомендованный к просмотру и детям старше 16, и родителям. Ибо работает он как сеанс терапии и как витамин житейской уверенности.

Что особо волшебно звучит, если помнить, каков первообраз, книжный материал переработанный Ярославой Пулинович в упругую безантрактную пьесу.

С циклом «Детство. Отрочество. Юность» каждый маленький житель СНГ впервые сталкивается в начале средней школы — каникулярным летом межу четвертым и пятым классом. В списке чтения на лето. Сталкивается и получает первый читательский нокаут, первый заряд ненависти к «глыбе и матёрому человечищу». Вязнет в многословном, перегруженном бытом толстовском тексте, как пчела в сиропе и устало угасающим мозгом негодует: «Чёрт возьми, как можно про детство-то так занудно писать, а?! Это же детство, блин!».

Похоже, Ярослава Пулинович и режиссёр Дмитрий Шмаков свое одиннадцатое лето тоже отлично помнят. Потому что с литературной базой они обошлись очень умело: отжали из толстовской целлюлозы всю воду, всё занудство и создали из материала изысканный бумажный замок, чертог детства. В равной мере уютный и хрупкий.

Отрочество

Маленький мир Николеньки Иртеньева будто и впрямь сделан из бумаги — со стенами из тетрадных листов и альбомов для рисования. На этих страницах-обоях нарисована разнообразная «каля-маля» — жизнерадостные петроглифы из поры, когда рисунки на обоях еще невозбранны, ненаказуемы.

Но этот бумажный мир ужен получил первый надрыв — всемогущая волшебница мама уже хрупка и уязвима, а брат Володя уже весело циничен и беспощаден в шутках. Потому что он уже всамделишный подросток. На целых два года старше. А Николеньке этот шаг в первое своё десятилетие жизни только ещё предстоит.

Маленький белый мир уже намекает, что там, в мире большом, будет непросто — из зазоров бумажного чертога, из-под хлипкой детской кроватки лезут зайцы в чёрных худи — одинаковые, как армия роботов и лукавые, как бесы. Их улыбчивые мордочки из белого полистирола напоминают маску Гая Фокса — популярный молодежный аксессуар десятых годов. От ласковой отеческой улыбки безглазого белого лица, помнится, всем было не по себе. Зайцы-выбегайцы дают аналогичный привкус. Вроде бы, вечный образ детского новогодья (ну кто же не скакал под ёлкой мальчиком-зайчиком?). Но очень уж зловещие рогатые тени отбрасывают пластиковые ушки.

спектакль театра Глобус

В общем, весь оставшийся сюжет посвящен деконструкции детского идеализма. Триггером становится смерть мамы, простудившейся на охоте, а дальше судьба несется, как разогнавшийся с горы взрослый велосипед, до педалей которого ты ещё не достаёшь. Ты ж на него только что с «Лёвушки» пересел…

Николенька Иртеньев (Станислав Курагин) узнаёт, что предметный ряд из песни «Пусть всегда будет солнце!» не следует оглашенному в сей песне пожеланию. Мама (Арина Литвиненко) из цепочки уже выбыла, позиции «небо», «солнце» и «я» тоже, получается, под вопросом.

Погружение в экзистенциальный кризис

Близкое знакомство со смертью — одна из главных травм взросления. У большинства она как раз на отрезок 9-14 лет и приходится. Ты оптом и сразу получаешь тяжелую стопку экзистенциальных открытий: смерть — не только для соседских бабушек и дедушек; все умершие почему-то не похожи в гробу на себя, зато похожи на унылые магазинные манекены (что намекает на отчаянную необратимость умирания); смерть внезапна и не сообщает загодя о приходе в гости; умирают все; мама тоже смертна; ты тоже умрёшь.

Тёмный веер этих новых знаний погружает ребенка в его первый экзистенциальный кризис. Если взрослые вокруг достаточно добры, тактичны и мудры, это становится естественной фазой здорового взросления. Если же не очень — получается затяжной кошмар. Как в случае с Николенькой.

Отрочество Глобус

На похоронах он на свою беду отказался целовать маму. Просто он хотел помнить её только живой. Хотел помнить тепло её щеки и аромат духов. А не запах ладана, бальзамировочной жидкости и манекенный холод мёртвой плоти.

Это желание 10-летнего ребёнка хоть на чуть-чуть отстраниться от смерти остальная семья восприняла как бесчувственность и дефекты эмо-социального развития. На Николеньку тут же взгромоздили колючую корону «гадкого мальчика». Взрослые — в сердцах (ну, на язык упало, дело-то!), а дети — с яростным восторгом, развивая тему. Как убойный аргумент в банальных детских ссорах, как контрольный выстрел (Да ты даже по маме не плакал! (С) Володя Иртеньев, 12 лет). Отчаянные николенькины попытки оправдаться и защититься только умножают число трещин и разрывов.

На помощь взрослых Николеньке вообще полагаться не приходится.

Даже гувернантка Мими (Алина Юсупова) способна только на церемонный всхлип над «бедным сироткой».

Бабушка-москвичка (заслуженная артистка РФ Тамара Кочержинская) — надмирная, отстраненная, как античные богини-матери — как Гера или Деметра. На неё уповать — почти как на мистическую абстракцию.

Папа? (Денис Горовенко). Ой, ну я вас умоляю! Такому папе самому нянька нужна — столько он делов наворотил без взрослого присмотра! Масштаб папиного инфантилизма — ещё одно травмирующее открытие, достающееся Николеньке.

Друзья-ровесники — тоже та ещё подмога. Для Володи (Иван Урбанович) Николенька презренно мал и серьёзного отношения недостоин. А девочкам и своих заек-демонов хватает.

Сестра Любочка (Александра Бутакова) поглощена аспектами первичной девичей социализации, а названная сестра Катенька (студентка НГТИ Анастасия Ткаченко) мается от зыбкости своего классового статуса. Она — дочка гувернантки Мими и живёт в роли «как бы сестры» Любочки, Володи и Коли. Будь она постарше и знай обо всех нюансах отношений своей мамы с Петром Александровичем Иртеньевым, никаким «как бы» она бы не мучилась. Ибо Иртеньевым-детям она…. э-э-э… несколько роднее, чем принято на людях оглашать.

Отрочество спектакль театра Глобус

Но поскольку Катенька еще мала для столь циничной осведомлённости, страдают от её социальной фрустрации только Любочка и Николенька (когда под руку попадается).

В общем, полагаться Николеньке Иртеньеву приходится лишь на себя. Он и старается, как может. Его неуклюжей сострадательности, его рваной и ломкой доброты хватит ещё и на Иленьку Граппа (Светлана Галкина) — робкого малыша-очкарика, ребёнка из круга бабушкиных приживалов. Который беден, одинок и несчастен по-настоящему, а не рефлексивно-церемонно, как Катенька.

Кстати, параллельно с ролью малыша Граппа заслуженная артистка России Светлана Галкина играет ещё и господина Жерома — нового иртеньевского воспитателя с отчётливыми симптомами садизма.

В таком решении нет никакого трансвест-эквилибра, смотрится это очень органично. Во-первых, очень рельефно видна внутренняя трусость гувернёра (люди, жестокие к детям и животным — всегда трусы). Во-вторых, параллель с Иленькой Граппом очень красноречива: внутри каждого психопата имеется свой Илюша Грапп, ребёнок, переживший неисцелённое насилие. Не на всех же хватит Николеньки Иртеньева.

Впрочем, тут запятую надежды поставили: маленький Илья Грапп, внезапный Колин товарищ по печали и одиночеству, уходит со сцены с песенкой «Если с другом вышел в путь» — с саундтреком из советского фильма про Дениску Кораблёва. Но Илюша её поёт с остервенелым пылом «Марсельезы» — как маленький воин, идущий в бой с большой и беспощадной жизнью. Ну, теперь-то он хотя бы не один…

Деконструкция детской наивности

Тайм-лайн сюжета эта песня из мира октябрят вовсе не ломает: персонажи «Отрочества» вообще живут в условном времени. Художник спектакля Валерия Репина не стала буквально воспроизводить ни интерьеры, ни одежду позапрошлого века. Никаких матросок и ботиночек на пуговках. Персонажи-дети одеты скорее по французской моде 1930-40-х — в шорты, гольфы, береты, кардиганы. Достаточно и для модальности «Это было не сегодня» и для ощущения «Это бывает всегда».

Деконструкция детской наивности — сюжет вечный. Да, в «Отрочестве» он по максимуму предметно-метафоричен: Николенька, срывая с папы усы, обнажает и кодифицирует отцовский инфантилизм (Ну да, не у всех папы — добрые великаны, бывают и твари дрожащие), а под содранным белым флизелином детской кроются уже не «рожицы кривые», а яростные граффити первого бунта.

Лев Толстой, Отрочество

И вот ведь что интересно: Николенька от Ярославы Пулинович, Дмитрия Шмакова и Станислава Курагина выглядит гораздо живее и оптимистичнее, нежели Николенька книжный, автобиографическое толстовское альтер-эго. Мы же знаем, что из книжного Николеньки вырастет душный босоногий моралист, превращавший жизнь своих близких в вязкий кошмар. И за тонкими мыслями детско-юношеской трилогии ещё последует постыдно знаменитое, идиотическое «Детки, не шалите!» (Звонили испанцы, кричали в трубку, что стыд не их). Книжного Николеньку жизнь всё-таки как-то странно отшлифовала. А у этого, нашего, «глобусовского» всё не так уж безнадёжно.

Ранее редакция сообщала о том, что школьную драму из предзакатного СССР показали в театре «Красный факел». 

Фото предоставлены театром «Глобус», автор: Яна Колесинская.

1
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять