ИТПМ вписывается в космические технологии

  • 11/04/2017, 17:26

Институт СО РАН разработал программные комплексы мирового уровня, позволяющие решать задачи, связанные с аэротермодинамикой космических аппаратов.

— Институт теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича СО РАН (ИТПМ СО РАН) разработал программные комплексы мирового уровня, которые позволяют инженерам решать практически все задачи, связанные с аэротермодинамикой космических аппаратов. Сейчас идет упор на высотную аэродинамику — выше 80 км — это компьютерное моделирование. Проводится валидация, берутся летные данные и по ним проводится проверка и настройка программных комплексов, — сообщил на пресс-конференции в ТАСС директор Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, чл.-корр. РАН, д.ф.-м. н. Александр Шиплюк

Он подчеркнул, что комплексы используются в ведущих конструкторских исследовательских центрах России и за рубежом. Они применялись в разработке и эксплуатации космических аппаратов «Союз, «Прогресс», «Клипер», «Ямал», космической станции «Мир», «МКС».

— В 2016 году нашим основным потребителем была российская ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», Европейская космическое агентство. Программные комплексы были поставлены и внедрены в корпорации «ВНИИЭН» (НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы») и в АО «Государственный ракетный центр им В.П.Макеева», — перечислил ученый.

Александр Шиплюк напомнил, что сейчас в России ведется разработка космической пилотируемой системы нового поколения, которая позволит летать не только на околоземную орбиту, но и астероиды, на Луну.

— Сейчас прорабатываются серьезные планы по освоению месторождений на Луне, возможно на спутнике Земли начнется освоение новых месторождений и возможно, новых источников энергии. Кто быстрее начнет это делать, тот получить серьезное преимущество. Мы участвуем в разработке нового спускаемого космического пилотируемого аппарата «Федерация», которую ведет РКК «Энергия». У нас составлен договор и план работ на 4 года — до 2020. Первый запуск аппарата планируется в 2021 году, а первый пилотируемый полет в 2023, — рассказал Шиплюк.

В 2017 году новосибирский институт будет проводить исследование аэротермодинамики этого аппарата на больших высотах.

— Еще одна проблема: когда космический аппарат возвращается на землю он сильно колеблется. Нужно его спроектировать так, чтобы он летел устойчиво и «болтался» как можно меньше. Численно эту задачу решить нельзя — только экспериментально. В 2016 году, по заданию РКК «Энергия», мы впервые в России разработали методики, создали и испытали динамическую установку свободных колебаний, которая моделирует критические режимы полета космического аппарата при сверхзвуковых скоростях, и определили динамические характеристики, — сообщил ученый.

Для нового космического аппарата очень важная задача — мягкая посадка. Сейчас для перспективного пилотируемого аппарата нового поколения также разрабатываются тормозные многоструйные двигательные установки. ИТПМ ведет в проекте расчетную и экспериментальную работу.

— Еще одно интересное направление развития космических аппаратов — это ядерные источники энергии. Одним из самых главных тут является вопрос безопасности — этим мы занимаемся совместно с ГК «Росатом»: оцениваем состояние реактора, его радиоактивных материалов после различных аварий, — рассказал Александр Шиплюк.

Институт СО РАН также участвует в авиационных проектах: в разработке авиационного двигателя нового поколения ПД-35. Программ рассчитана на 10 лет, общая стоимость 180 млрд руб. 

— Уже составлена программа разработки научных основ для создания такого двигателя со стороны институтов СО РАН, руководителем выступает — академик Василий Фомин. Сейчас мы реализуем уже две работы по этому двигателю. Одна — по обледенению самолета, которая может привести к потере аэродинамики. Для решения задачи нужно создавать системы для борьбы с обледенением, а для их тестирования нужны экспериментальные установки. В СССР был такой аэроклиматический стенд или «ледяная труба» в Рижском институте авиации. Сейчас ее нет. Мы такую задачу обсуждали вместе с «СибНИА», предлагали КБ «Туполева», которое нас поддержало, генконструктору ОАК, но пока работа идет медленно, — констатировал Шиплюк.

Тем не менее в институте уже началась работа по созданию небольшой аэроклиматической установки для Пермского политехнического университета. В настоящее время идет разработка технического проекта и в течение трех лет — должен создать такую установку.

Фото: баз-с сайта itam.nsc.ru, др- Юлия Данилова

Юлия Данилова

Рубрики : Инновации

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять