Homo poscriptor, или Сферический конь в вакууме

  • 01/09/2022, 14:03
Он начал писать по принуждению, но вскоре втянулся и обнаружил, что ему нравится быть писателем.

Его сценарий вошел в шорт-лист и должен был превратиться в сериал для одной из онлайн-киноплатформ. Он умудряется сочетать работу в Институте ядерной физики СО РАН с чистым творчеством. В детстве своими руками собрал фотокамеру из коробки, оконного стекла и объектива. Своим первым произведением он называет написанное в третьем классе сочинение на тему «Как я провел лето» о незавидной судьбе леща. Вместе с коллегами устраивает ядерные взрывы в раковых клетках. Сценарист, драматург и писатель (хотя сам он это отрицает) Алексей Понедельченко поговорил с нами о себе и о книгах. Получилось очень интересно!

«Я много перечитываю по второму-пятому-десятому разу»

— Алексей, расскажите о себе.

— Я родился 2 августа 1984 года в Новосибирске в обычной семье. Мама работала начальником поезда, маляром, менеджером в похоронной конторе… Сейчас на пенсии и иногда подрабатывает в храме. Отец был крановщиком.

— Чем увлекались в детстве?

— Проще спросить, чем не увлекался. Несколько лет ходил в радиокружок, паял там всякие приемники и пищалки на транзисторах МП42 и КТ315. Потом ходил в фотокружок, снимал, проявлял, закреплял. Слушал музыку, читал книжки, ходил на рыбалку. В общем, увлекался всем тем же, чем и сейчас. Однажды в детстве сделал фотокамеру ПАВ-1 (от собственных инициалов Понедельченко Алексей Викторович. — Ред.). Объектив отдали в фотокружке, на помойке нашел картонную коробку для корпуса камеры и кассеты и заматировал стекло из какой-то форточки. Снимал на фотобумагу и потом с получившегося негатива контактом печатал позитив. Что-то даже получалось. На фото я с камерой в, кажется, 1997 году.

— Когда вы прочли свою первую книгу?   
— Лет в десять. Кажется, это был Михаил Михеев «Вирус В-13» и «Тайна белого пятна» в одном томе. Точно помню, что в 12 лет я уже ходил в библиотеку и брал там другие книги Михаила Петровича.

Сибирские писатели

— Много ли читаете в целом?

— Я не знаю, как оценить объем и за какой период. Думаю, что немного. Летом, например, я почти не читаю. А за зиму могу прочесть книжек двадцать. Кроме того, я много перечитываю по второму-пятому-десятому разу. Это как любимую музыку слушать.

— Какую литературу предпочитаете?

— Разную. В 2020-2021 годах, например, я прочитал три десятка книг по сценарному и писательскому мастерству. Молчанов, Воглер с Маккеной и т.д. До этого интересовался биографиями российских и советских музыкантов Шостаковича, Рахманинова, Баршая. Очень интересные жизни прожили эти люди. Еще мне нравятся мемуары иностранцев, которые жили и работали в России: Рудольф Волтерс, Джонн Скотт, Стейнбек и даже Джоанна Стингрей. Периодически нахожу подобное и читаю. Из художественной литературы я больше всего люблю рассказы и небольшие повести. В этом жанре мой кумир — Василий Шукшин. У меня в ридере есть сборник всех рассказов в одном томе. Я их много перечитываю. А вот романов читаю мало. Из последнего прочитанного понравилась «Калинова Яма» Пелевина Александра.

К написанию писем приступить!

— Когда вы сами начали писать и почему?

— Писать я начал в 2004 году в армии, добровольно-принудительно. Это случилось благодаря одному из моих сослуживцев, которого я никогда не видел и чью фамилию  уже и не помню. Но это и неважно. Главное — что этот парень целый год игнорировал письма из дома. Его мама ему писала, он не отвечал, и тогда бедная женщина с тоски стала писать в те места, где ей отвечали: в военную прокуратуру, комитет солдатских матерей и т.д. Все эти организации отнеслись к материнским письмам максимально ответственно, и командиру нашей бригады в итоге здорово надавали по шапке. После этого он распорядился, чтобы каждый солдат писал домой два письма в неделю. Под это распоряжение попал и наш учебный батальон, в который меня призвали за пару месяцев до того. Наш взвод рассаживали в учебном инженерно-саперном классе, раздавали бумагу и командовали:

— К написанию писем приступить!

После этого нужно было почти час что-нибудь писать на родину: маме, бабушке, друзьям, кому хочешь. Маме и бабушке я писал про то, как хорошо и вкусно кормят в столовой, как весело прыгать с парашютом, а друзьям про все остальное. Мне понравилось писать, и я решил превратить это занятие в профессию. Уволившись из ВС РФ, я прихватил с собой рекомендацию для внеконкурсного зачисления в ВУЗ и весной 2006 поступил на отделение журналистики НГПУ, где проучился пять лет. Однако сделать это профессией у меня не вышло. Журналистика — совершенно не мое.

— Показывали ли вы кому-нибудь свои первые произведения?

— Своим первым произведением я считаю сочинение «Как я провел лето» в третьем классе. Я написал о том, как мы катались на лодке, и мужик, который был на веслах, увидел проплывающего мимо «глистастого» леща. Он, мужик, взял весело и начал этого леща бить. И бил пока не убил. Мертвую рыбу понесло течением, а дядька с веслом успокоился. Все это я написал в сочинении, которое проверила учительница. Она поставила три с минусом и попросила не писать ерунды. Я внял ее просьбе и не писал ерунды до самой армии.

— О чем и для кого вы писали в самом начале?

— Если речь идет о сознательном и добровольном творчестве, то первые рассказы я писал сам для себя, когда работал установщиком спутниковых антенн. Моими клиентами были очень интересные и фактурные люди:

— женщина, разговаривающая по телефону с мертвым сыном Колей;

— мужик, вынашивающий планы по убийству своего сына Егора, когда тот выйдет из тюрьмы;

— верующая семья, в которой изучали азбуку из 144 (!) букв и другие интересные люди.

Все они становились героями историй, которые я писал просто потому, что хотелось все это как-то запечатлеть. А потом я наткнулся на сайт «Батенька.ру» и выпустил там несколько текстов под названием «О людях, которые смотрят телевизор». Материал, что называется, зашел, и я стал писать уже прицельно для ребят из «Батеньки».

— О чем и зачем пишете сейчас?

— В марте этого должен был состояться питчинг проекта моего сериала для Ivi.ru. Моя сценарная заявка вошла в шорт-лист, и я работал над презентацией и всем сопутствующим. До недавнего времени все это было поставлено на паузу, но на днях я получил письмо с подтверждением грядущего питчинга. И у меня в загашнике лежит поэпизодник с рабочим названием «На Алтай». Хочу сделать из него повесть. Главный герой мечтает уехать со своей девушкой на Алтай на майские праздники. Для этого он приобретает старую «Ладу» и начинает ее восстанавливать, не замечая, что машина рушит его личную жизнь. Должно получиться интересно.

«Я человек пописывающий. В свое удовольствие»

— Считаете ли вы себя писателем?

— Нет, не считаю. Писатель — это профессионал, и он худо-бедно, но зарабатывает своим трудом на жизнь. А я Homo poscriptor, человек пописывающий. Пописывающий, главным образом, в свое удовольствие. На жизнь я зарабатываю в Институте ядерной физики СО РАН. И если бы вместо написания текстов я, к примеру, возил бы еду на велике, то финансово это было бы куда выгоднее.

— Есть ли отличие между писателем и автором?

— Есть. Автор, по моему разумению, пишет покупными чернилами, а писатель — собственной кровью, как бы пафосно это не звучало.

Сибирские писатели— Почему вы решили попробовать писать сценарии?

— Я люблю театр и кино. В 2020 году наш «Старый дом» объявил набор в «Дисциплину» — бесплатный драматургический курс по написанию пьесы. Я отправил заявку и меня взяли. Полгода нашу группу из двенадцати человек учили писать пьесы, а зимой в театре были читки наших произведений. Преподавателем курса был Александр Молчанов, руководитель сценарной мастерской своего имени. Очень грамотный и очень эффективный наставник. У него пишут все. Мне настолько все понравилось, что я отучился у него еще и на сценарном курсе. Моя пьеса вошла в сборник лучших пьес СТД РФ, а на сценарном курсе я написал две короткометражки, одну из которых решил превратить в сериал — и даже вышел с этой идеей в шорт-лист открытого питчинга Ivi. Сценарный язык мне нравится больше обычного прозаического. Проблема в том, что сценарий не самый удобный для чтения текст.

— Чем отличается написание книги от написания сценария?

— Отличий довольно много. В книжке, например, мы можем написать: «Алеша подумал, что дело дрянь, усмехнулся про себя, но вида не показал». В сценарии такая строчка просто невозможна, так как это невозможно снять на камеру. Кроме того, если литературное творчество больше рифмуется с поэзией и всякими душевными порывами, то драматургия больше напоминает моделирование и конструкторскую работу. Сперва мы придумываем главного героя, его основные черты, достоинства, недостатки, слабости, сильные стороны и — самое главное — цель, которая будет двигать нашего героя вперед. Затем то же самое делаем с его оппонентом. Потом мы помещаем их в некую среду, где они будут друг другу противостоять и где будет развиваться их конфликт, и где герой будет идти к своей цели, а антагонист будет ему мешать и учинять всякие препятствия. Так в сознании появляется некий воображаемый террариум, где придуманные персонажи начинают жить своей жизнью. Когда мы сможем рассказать всю историю в паре предложений, когда будет готов краткий и полный пересказ нашей истории, ее скелет, все сюжетные повороты, завязка, кульминация, развязка, вот только тогда можно садиться писать (и переписывать) сам сценарий.

С литературным творчеством все несколько проще. Можно написать рассказ, повесть или роман буквально на одних эмоциях, не зная, что будет в конце — и получится вполне себе читаемо. Недавно, например, я читал роман, в котором первые сто пятьдесят страниц просто ничегошеньки не происходит, ничего не понятно, но очень интересно. Иногда в текстах о писательском мастерстве можно наткнуться на фразу вида: «Начиная работу над новой книгой, я будто отправляюсь в путешествие, я сама не знаю, куда выведет меня эта дорожка!». В литературе такой метод вполне может работать, но в сценарном деле я даже не могу себе даже представить что-то такое. Разве что арт-хаус какой-нибудь.

— В чем секрет успешности сценария? А книги?

— И то, и другое должно быть интересно читать.

Из автосервиса в ядерную физику

— Есть ли у вас творческая мечта?

— Да, даже две. Написать пьесу, которую поставят, и сценарий, по которому снимут кино. В принципе, в нашей стране это вполне реально, и такие мечты превращались в конкретные цели. Что будет сейчас — пока не очень понятно. Нашу культуру (а точнее, театр и кино), как мне кажется, ждут преобразования и какие-то новые правила игры. Поэтому можно и помечтать.

— Как вы попали в Институт ядерной физики СО РАН? Чем вы там занимаетесь?

— До института я работал в автосервисе, чинил населению машины. Одним из клиентов был мой друг и коллега по ИЯФу. Каждый раз, привозя свою машину в ремонт, он пребывал в изумлении от условий труда на станции и в какой-то момент предложил мне работать в институте. Я согласился и уже пятый год работаю в лаборатории бор-нейтронзахватной терапии. Я занимаюсь тем, что кручу гайки. Мы периодически разбираем, собираем, ремонтируем и переделываем наш замечательный ускоритель, и я участвую в этом процессе самым прямым образом. Мы проводим эксперименты с протонным пучком, который скидываем на нейтроногенерирующую литиевую мишень, получая таким образом нейтроны нужного спектра для БНЗТ. Под эти нейтроны мы иногда помещаем мышей, кошек и собак, которым прокапывают специальный препарат с бором в составе. Бор накапливается в опухолевых тканях, потом поглощает нейтрон, и происходит ядерная реакция с выделением энергии в радиусе пораженной клетки. Так опухоль избирательно погибает под потоком нейтронов нашего ускорителя.

У нас много публикаций по теме. Недавно в журнале Biology вышла статья с результатами экспериментов на кошках и собаках.

— Как сочетается такая сложная работа с творчеством?

— Прекрасно сочетается. Раньше на СТО я работал по двенадцать-шестнадцать часов в день и приезжал домой затемно. А сейчас я работаю всего лишь восемь часов в сутки, и времени хватает и почитать, и пописать.

«Конец света давно наступил, но в суматохе мы этого не заметили»

— Написана ли уже ваша главная книга? А сценарий?

Нет. Да и я не так уж много написал.

— Сколько всего книг и сценариев вы создали?

— Мало. Два небольших сборника рассказов, две пьесы, два сценария короткого метра. Заниматься творческим трудом более или менее регулярно я начал четыре года назад. Все, что было ранее, можно назвать баловством. Так что я в каком-то смысле начинающий, прости господи, создатель.

— Не возникает ли желания написать что-нибудь в жанре «постапокалипсис»?

— В каком-то смысле я его и пишу. Мое убеждение состоит в том, что конец света давно наступил, но в суматохе мы этого не заметили. Мои тексты про новогоднюю ночь в такси — это и есть своего рода постап. Это не лично мое убеждение. Это была философия самиздата имени Теодора Глаголева, для которого я долгое время писал. Сейчас самиздат закрыт, так как эта теория давно не нуждается в подтверждениях.

Сибирские писатели

— Наверняка не все сценарии находят своего покупателя. Что вы делаете с невостребованными сценариями?

— У меня не такой большой багаж, чтобы эта проблема имела место быть. Но лучший способ реализовать творческий замысел невостребованного сценария — переработать его в художественный текст: в роман, в повесть или в рассказ. В СССР был даже такой жанр — киноповесть. В киноповести превращались замыслы, которым не суждено было стать фильмами. Очень интересные, кстати, тексты. Взять того же Германа: «В столь раннее утро мальчик в только что подогнанных новых блестящих доспехах стоял над большой лужей, пытаясь найти в ней свое отражение. Запомним его лицо» (цитата из «Гибели Отрара»).

— Какие темы сценариев сейчас востребованы? Есть ли запрос на какие-то срочные сценарии?

— Я очень и очень начинающий сценарист. Экспертного мнения в этом вопросе у меня нет. А лично мое мнение в том, что интересные и необычные истории востребованы всегда и везде.

— Что такое пьеса с точки зрения ее написания? Сложнее, чем книга или сценарий?

— Пьеса, на мой взгляд, — самый сложный жанр. Если автор желает увидеть хоть какое-то сценическое воплощение своего произведения, то ему нужно придерживаться некоторых правил — вроде единства времени и места и ограниченного количества действующих лиц.

В романе, рассказе и фильме гораздо больше свободы.

«Главное — не скатиться в духоту и занудство»

— Можете поделиться опытом, как не перегореть творчески?

— Точно так же, как и нетворчески. То есть не упарываться процессом до сумасшествия, соблюдать баланс между занятиями. Поработал над текстом — пойди покоси траву, полей огород, прогуляйся, посмотри кино, сходи в театр, послушай пластинку. У каждого автора есть своя ежедневная норма текста, за которую лучше не вылезать. Другими словами, лучше писать по странице в день три месяца, чем выдать сто страниц за три дня, поехать кукухой и потом полгода приходить в себя.

— Как вы пишете книги и сценарии? Составляете ли планы, анкеты персонажей и т.д.?

— Раньше я вставал на час раньше, садился и писал. Потом купил себе б/у-шный небольшой ноутбук за пять тысяч и теперь пишу в поезде по дороге на работу и обратно. Это примерно полтора часа в день. Этого времени мне хватает с лихвой.

Что до составления планов и всего прочего, то если речь про пьесу или что-то такое объемное, то конечно. А если рассказик какой-нибудь, обхожусь без этого. Точнее, подсознательно я, конечно, все это продумываю, но отдельных документов и карточек под это я не завожу.

— Как относитесь к самиздату и к тому, что сегодня любой человек может назваться писателем?

— Хорошо отношусь, тем более что я сам самиздатчик. Назваться писателем — это далеко не самое страшное из того, кем можно назваться в наше время.

— Должен ли писатель быть грамотным и начитанным?

— Конечно. Главное тут — не скатиться в духоту и занудство.

— Верите ли вы во вдохновение?

— Я верю в человеческую лень и в ее многочисленные оправдания. Вдохновение — это опасная ловушка. Как говорит Молчанов на своем курсе: «Если сегодня нет вдохновения, то ничего страшного, сегодня попишем без вдохновения».

С текстом, написанным без вдохновения, можно работать, а с отсутствующим текстом работать нельзя.

— На чем проще заработать — на сценарии или на книге?

— Заработать проще всего на работе в той области, в которой работник является востребованным специалистом. Если человек сценарист — ему проще заработать на сценарии. Если романист — на романе. Для автора-любителя, чья основная работа не связана с написанием таких текстов, вопрос основного заработка должен находиться в плоскости его основной работы. Это лично мое мнение.

Но если мы имеем двух сферических коней в вакууме с одинаковым уровнем таланта, но первый пишет книжки, а второй сценарии, то труд второго будет оплачиваться выше. Причина проста — кинозрителей в стране больше, чем читателей книг, а платежеспособность их примерно одинакова.

— Хотите ли вы написать сценарий для большого кино?

— Есть такой мем про большую литературу авторства писателя Юры Силоча:

Большая литература.

Литература поменьше.

Маленькая литература — вообще жесть.

В общем, я пока не встречал людей, желающих писать для чего-то маленького.

— Существуют ли реальные прототипы ваших персонажей?

— Почти всегда — да.

— Легко ли писателю стать сценаристом? А наоборот?

— Я думаю, писателю стать сценаристом гораздо сложнее, чем наоборот. А еще я уверен, что лучшие книги по построению сюжета написаны в книгах именно по сценарному мастерству (а не по писательскому), и каждому писателю пойдет только на пользу овладение сценарными навыками.

— С кем из режиссеров хотелось бы поработать? А из актеров?

— С теми, кого заинтересует мое произведение.

В реальности автор редко работает прям с кем-то. Драматург может жить и работать в одной части света, а спектакль по пьесе поставят в другой. Он может даже не увидеть спектакля очно. И это нормальный вид работы. Бывает ведь и так, что встречаются режиссер и драматург, и режиссер говорит: «Отличная пьеса, но давай ты напишешь еще один акт. Или еще что-то изменишь».

Это нормальное желание творческого человека сделать произведение лучше, ведь на афише будут две фамилии. И зрители в первую очередь смотрят спектакль, а не читают пьесу. Но лично для меня это превращается в муку. К сожалению, я так не умею, проверено опытным путем.

— Боитесь ли вы критики?

— Нет. Наоборот, с интересом читаю. Другое дело, что критика — это тоже искусство, и далеко не все им владеют. Прочесть хороший критический материал на самого себя — это как некролог прочесть — очень низкая вероятность.

— Продвигаете ли вы себя и свое творчество? Как?

— Я рассылаю свои тексты на конкурсы. Кажется, это лучший способ продвижения. А для драматургов и вовсе единственный. Сайт, соцсети — все это есть, но я не сильно этим занимаюсь.

— Назовите ваши топ-5 книг и топ-5 авторов, которые обязательно нужно прочесть писателю?

  • «Букварь сценариста» А. Молчанова,
  • «Противоречие, перевертыш, парадокс» О. Сироткина,
  • «Психология в кино» Т. Салахиева-Талал,
  • «Как писать книги» С. Кинга,
  • «Держись и пиши» Е. Оаро.

Авторы: Шукшин, Довлатов, Чехов, Булгаков, Сорокин.

— Какой совет вы можете дать авторам, мечтающим стать сценаристами?

— Прочесть пять книг из первого списка и пойти учиться в киношколу.

 

Каждое новое интервью для нас — открытие! Разговор с Алексеем Понедельченко не стал исключением. Удивительно все-таки жить в одно время и на одной земле с такими талантливыми и интересными людьми.

 

Обязательно прочтите книгу Алексея Понедельченко «Весело и страшно», она о том, как же весело нам с вами живется. Только не читайте ее детям, она проходит по разряду 18+. Найти книгу можно на сайте проекта «Сибирь на страницах» .

Ранее редакция публиковала интервью с сибирскими писателями Игорем МаранинымНиколаем Александровым, Сергеем Усиком и Юлией Лавряшиной

Фото Виктора Дмитриева, Александра Макарова, Анны Волокитиной предоставлены Алексеем Понедельченко 

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять