«Возвращение к соли – безумие»: почему Новосибирску нельзя отказываться от современных реагентов

Дата:

В Новосибирске, где зима длится свыше ста дней в году и снежный покров может достигать метра и более, от выбора противогололедных материалов зависит не только комфорт горожан, но и безопасность на дорогах

Последние сообщения о возможном возвращении к обычной соли в качестве основного средства борьбы со льдом вызвали недоумение и возмущение у многих жителей и специалистов. Эксперты отраслевых организаций не скрывают: ставка на соль в XXI веке — это шаг назад, особенно, когда в городе уже несколько лет активно используют проверенные современные реагенты.

По данным погодного центра «Фобос», в Новосибирске в среднем около 98 дней со скользкостью. Более того, значительная часть зимнего сезона здесь проходит при температуре ниже –15…–20 °C, когда привычная соль (галит) перестает эффективно работать. Представитель одной из профильных научных организаций утверждает, что при морозах –20 °C и ниже «галит становится бесполезным порошком, который никак не спасает ни дороги, ни тротуары». В то же время современные реагенты типа бионорда, плавящая способность которых сохраняется вплоть до –30 °C, что доказано и результатами лабораторных испытаний, и многолетним опытом применения в регионах с суровым климатом.

Специалисты подтверждают, что при –15 °C эффективность соли падает более чем на 80%. Современные многофункциональные реагенты, напротив, показывают увеличение плавящего эффекта в среднем на 105% по сравнению с галитом. При температурах ниже –20 °C соль попросту перестает воздействовать на лед, тогда как современные реагенты продолжают сдерживать образование наледи и обеспечивать безопасное движение транспорта. Подобные выводы подтверждаются и прошлогодней практикой Новосибирска: на центральных магистралях и в Академгородке применение улучшенных материалов позволило заметно снизить аварийность и расходы на уборку уже в первые сезоны использования.

Откат к соли также несет серьезные финансовые издержки. Эксперты также отмечают, что при использовании галита или песко-соляных смесей зачастую требуется в разы больший расход, чем при применении современных противогололедных средств. Для обработки одного квадратного метра дороги солью и песком уходит до 80–100 граммов материала, тогда как инновационные реагенты расходуются в пределах 40 граммов. Причина в том, что традиционная смесь быстро выветривается потоком машин и требует многократных повторных посыпок, а современные материалы действуют дольше и эффективнее. Увеличенные затраты на соль ведут к колоссальным расходам бюджета, не говоря уже о продолжительных работах по вывозу грязной снежной массы.

Экологи предупреждают: соль несет большую коррозионную нагрузку, разрушая дорожное покрытие, детали автомобилей и пешеходную обувь. Она же активно засаливает почву, приводя к гибели зеленых насаждений и ухудшению качества городской среды. В то же время современные реагенты, прошедшие государственную экологическую экспертизу, имеют низкий класс опасности и содержат ингибиторы коррозии, снижающие разрушительный эффект для металла. Воздействие таких составов на кузова машин сопоставимо с действием обычной дождевой воды, а почти стопроцентная растворимость гарантирует отсутствие проблем с вывозом или разлетанием твердых остатков по городу.

Еще один ключевой момент – борьба с пылью. По статистике, которую приводит городской департамент транспорта и дорожного благоустройства, весной песок с улиц Новосибирска поднимается в воздух, образуя густые облака, которые содержат тяжелые металлы и вредные примеси. Всемирная организация здравоохранения указывает, что загрязненный воздух становится причиной смерти более 4,2 миллиона человек ежегодно. При использовании классической песко-соляной смеси именно пыль становится серьезной проблемой, так как этот материал содержит мелкие частицы, легко перемещающиеся ветром и оседающие на зданиях, автомобилях и в легких горожан. Современные реагенты же чаще всего полностью растворяются в талой воде и фактически не оставляют пыли, что особенно важно для региона, уже изрядно страдающего от выбросов ТЭЦ и строительных объектов.

В Новосибирске действует ГОСТ Р 50597–2017, который запрещает наличие снежного наката и зимней скользкости на дорогах. Песко-соляная смесь, по сути, не растворяет лед при температуре ниже –15 °C и лишь маскирует проблему. Современный реагент позволяет оперативно убрать снежно-ледяные образования без их прикатывания шинами автомобилей, экономя время и ресурсы коммунальных служб. Все данные полевых наблюдений говорят о том, что за последние несколько лет при использовании многофункциональных составов городу удалось сократить время уборки лотковой грязи и снизить количество технических и людских ресурсов.

Сторонники возврата к соли апеллируют к якобы меньшей загрязненности города во время оттепелей. Однако эксперты указывают, что галит при температуре –5…0 °C как раз и создает неприятную «солевую кашу», которая забивает водостоки и колесные арки машин. В итоге горожане наблюдают коррозию кузовов, появляющуюся на автомобилях, и проблемы с обувью, которые становятся массовыми при любом переходе через лужу, пропитанную солью.

И самое главное, отмечают специалисты: уже накоплен обширный положительный опыт многолетнего использования современных противогололедных средств не только в Новосибирске, но и других городах России, где климат не менее суров. Применение таких составов доказало реальную эффективность, позволив снизить аварийность, ускорить уборку и уменьшить негативные последствия для экологии. Противники инновационных материалов, говорят ученые, основываются на субъективных жалобах и страхах – тогда как статистика аварий, скорость оттаивания льда и данные по загрязнению воздуха говорят в пользу новых технологий.

С учетом фактов сравнивать соль с современными многокомпонентными реагентами – все равно, что сравнивать дровяную печь с центральным отоплением. Если вернуться к галиту, город фактически погрузится в «каменный век» дорожного хозяйства и осознанно выберет куда более грязную, затратную и опасную для людей технологию. Да, когда-то соль и песок были единственным доступным инструментом, но сегодня есть проверенные решения, которые и дешевле, и эффективнее, и безопаснее. Так зачем рисковать здоровьем горожан и состоянием городской среды, когда опыт и цифры безоговорочно свидетельствуют в пользу современных реагентов?

В итоге у Новосибирска есть ясный выбор: продолжать пользоваться более прогрессивными средствами, которые отвечают суровым требованиям сибирского климата и снижают расходы на уборку, или делать ставку на морально устаревший галит, способный доставить горожанам массу проблем с грязью, пылью и аварийностью. Представители дорожной отрасли, экологи и научное сообщество не скрывают: откат к соли станет настоящим «экспериментом» над жителями, последствия которого могут перечеркнуть все достижения последних лет.

Есть ли альтернатива массовому «засаливанию»: на рынке давно имеются вещества, способствующие растапливанию льда при низких температурах, не наносящим значительного вреда металлу, асфальту и земле. Кроме того, в нескольких городах уже применяется комплексный метод, который включает активную механическую очистку снега, своевременную его транспортировку на специальные полигоны, а также использование гранитной крошки. Эта крошка не дает колесам и обуви скользить, при этом не ухудшая состояние почвы так резко, как это делает соль.

Фото: freepik, автор: freepik

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

0
0

Мобильные бомбоубежища могут появиться в Новосибирской области

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления правительства РФ о создании мобильных бомбоубежищ. В частности, в порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны вносится следующее дополнение: «создание объектов гражданской обороны осуществляется путем … возведения объектов с применением полносборных сооружений и конструкций, в том числе блок-модульного типа или других материалов».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «имеющихся защитных сооружений гражданской обороны недостаточно для обеспечения укрытия всего населения, а многие заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства технически невозможно приспособить под защитные сооружения гражданской обороны».

Читать полностью

Туристический сбор удвоится в Новосибирской области в 2026 году

В Новосибирской области в 2026 году планируется повышение ставки по туристическому налогу.

— Исходя из норм действующего законодательства, налоговая ставка по туристическому налогу на территории Барабинского, Искитимского, Краснозёрского, Новосибирского, Чановского, Чистоозёрного районов, а также в г. Бердске, р.п. Кольцово, г. Обь и г. Новосибирске в 2026 году будет увеличена с 1 до 2 процентов от налоговой базы, — напомнили в министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области.

Читать полностью

«Они дублируются»: новосибирцы получают приглашения в домовые чаты MAX через Госуслуги

Приглашения приходят по электронной почте с предложением зайти в группу дома в MAX через Госуслуги. Подобное письмо получил и корреспондент Infopro54. Как оказалось, модератором группы является ГЖИ Новосибирской области. Всего на момент написания статьи в ней были три участника.

— Это официальный общий чат нашего дома, где также присутствуют представители управляющей организации. Здесь вы сможете решить с соседями срочные вопросы, поделиться информацией, попросить совета. А чат-бот приложения «Госуслуги Дом» будет держать вас в курсе важных событий в доме и напоминать о сроках передачи показаний и оплаты ЖКУ, — говорится в сообщении.

Читать полностью

Проезд в метро Новосибирска подорожает сразу на восемь рублей

Комиссия по установлению регулируемых тарифов мэрии Новосибирска приняла решение о повышении тарифов на общественном транспорте города. На наземном транспорте — автобусах, троллейбусах и трамваях — цены вырастут до 45 рублей, то есть на 5 рублей. Проезд в метро подорожает более значительно — до 48 рублей (+8 рублей).

В мэрии заявили, что корректировка проводится в соответствии с экономически обоснованными расходами. Перевозчики подтвердили рост затрат на техобслуживание и ремонт транспорта, ГСМ, электроэнергию и оплату труда.

Читать полностью

«Лукавая отчетность»: долгостроев в Новосибирске больше, чем декларируется

ДОМ.РФ «видит» не более 10% долгостроев в Новосибирской области. Об этом заявил независимый аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев. Он пояснил, что с апреля 2025 года в статистику ДОМ.РФ входят два проблемных объекта суммарной общей  площадью 27 тыс. м2:  на Д. Ковальчук, 378 а (ввод в эксплуатацию в IV квартал 2025 года), и на Серафимовича, 21 (ввод в эксплуатацию в I квартале 2025 года).

— Странная арифметика, потому что отдельные дома получают статус «долгострой» непосредственно в день ввода в эксплуатацию. Отличный способ улучшить отчетность: не сдал долгострой, его как бы и нет, ввел в эксплуатацию — молодец, отлично работаешь. Замороженные объекты, как минимум, не украшают город, а их наличие создает опасность для горожан, и особенно, для детей, — заявляет Николаев.

Читать полностью

В Новосибирске разместится центр данных нового российско-китайского мессенджера

Центр обработки данных нового мессенджера «Молния» будет расположен в Новосибирске. Бета-тестирование сервиса началось 4 сентября. На создание платформы, которая, по мнению разработчиков, должна заменить существующие мессенджеры, включая  Telegram и MAX, уже потрачено 95 миллиардов рублей. Цифровая российско-китайская платформа была представлена 28 ноября в Центре международной торговли в Москве. Первыми о ней сообщили китайские СМИ.

Разработчики объясняют выбор Новосибирска его символическим значением.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности