«Умному дому» нужен общий протокол

  • 18/11/2021, 09:00
Действующие сервисы «умного дома» интересны, но пока технически находятся на уровне игрушек.

Что включено?

Наиболее активно сервисы и услуги под кодовым названием «умный дом» сегодня предлагают телеком-операторы. К примеру, в готовые решения «Умный дом» от «Ростелекома» входят видеонаблюдение и различные датчики.

— Сервис доступен в комплектациях «Базовый», «Расширенный» и «Управление». Базовый комплект включает датчик движения и датчик открытия. В расширенный вариант входят еще датчики протечки воды и задымления. А с помощью «умных» розеток и лампочек комплекта «Управление» можно дистанционно контролировать работу электроприборов и освещения, — рассказывает Александр Бойкиня, заместитель директора макрорегионального филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком»директор по работе с массовым сегментом. — Также есть возможность подключить услугу «Кнопка SOS» для экстренного вызова группы быстрого реагирования охранного предприятия «Гольфстрим» и застраховать жилье с выплатой до 700 000 рублей от «Альфа Страхования».

Минимальная стоимость подключения коробочного варианта «умного дома» под ключ — 11 590 рублей, в него будет входить контроллер, датчик движения 3 в 1 (движение, освещенность, температура) и датчик открытия 3 в 1 (открытие, освещенность, температура).

Еще один телеком-оператор — «МегаФон» — начал создавать продукты для управления ЖКХ еще в 2017 году и сегодня предлагает целый спектр таких решений. В него входит, например, комплексное видеонаблюдение за территорией дома с возможностями видеоаналитики для автоматического выявления опасных ситуаций.

— Одно из основных направлений в сфере цифровизации ЖКХ — внедрение «умных» общедомовых и индивидуальных счетчиков электроэнергии и тепла, холодной и горячей воды. Они автоматизируют передачу показаний в ресурсоснабжающие организации, выставление и оплату счетов, — говорит руководитель по продажам и внедрению цифровых решений «МегаФона» в Сибири Игорь Ксенчук.

Евгений Иванов, партнер в венчурном фонде Network VC Syndicate Fund LLC и венчурной студии GSD (Кремниевая Долина), лидер Go Global World (Siberia), основатель интернет-агентства «Норд Стар», организатор Startup Lynch, руководитель IT-секции стартап-акселератора А:СТАРТ, заявляет, что в технологиях «умного дома», которые сегодня представлены на рынке, нет ничего принципиального нового.

— Это простейшие девайсы и чипы на stm-32, Arduino и т. д., на которые просто накатывается код, управляющий некими устройствами, — говорит собеседник редакции. — Мы берем самое обычное устройство — микросхему, ставим ее на трубу и получаем датчик контроля протечек. А чтобы все эти данные попадали в интернет и обрабатывались где-то в «облаке», чтобы они как-то синхронизировались, для этого есть хаб — самый обычный Wi-Fi-роутер, который передает все сигналы. Технология в таком виде сейчас предельно простая. Тут важно, как это развитие пойдет дальше, каким будет ее применение.

Плюшки «умного дома»

Тем не менее даже в нынешнем виде реализация решений «умного дома» позволяет сделать расчеты прозрачными для каждой из сторон — и для жильцов, и для предприятий жилищно-коммунальной сферы.

— Также это позволяет экономить средства за счет более точного учета ресурсов и отказа от ручного сбора информации. Кроме того, организации получают возможность отслеживать аномальное потребление, нелегальные подключения и аварийные ситуации — для сокращения потерь, — перечисляет Игорь Ксенчук.

В целом, по его словам, установка IoT-датчиков на объекты коммунальной инфраструктуры позволяет оптимизировать управление лифтовым хозяйством, содержание зданий — список возможных сценариев в сфере ЖХК очень широк. На базе таких продуктов, как «умный» домофон, можно организовать не только стандартное открытие дверей и работу шлагбаума, но и полноценную систему контроля доступа на территорию дома, в том числе для аварийных служб, предусматривающую автоматическое открытие дверей в случае ЧП.

Александр Бойкиня также отмечает, что «Умный дом» от «Ростелекома» позволяет жителям многоквартирных домов или частного сектора настроить сценарий действий в личном кабинете так, что свет будет включаться или выключаться только в нужное время, в определенное время будут работать чайники или другие устройства, подключенные к «умной» розетке. Таким образом достигается экономия электроэнергии. Датчик протечки вовремя сообщит вам об аварийной ситуации в ванной или на кухне и тем самым не допустит затопления соседей. А это поможет сэкономить средства, которые в противном случае могли бы пойти на ремонт и выплату компенсации.

— В целом «Умный дом» можно настроить под режим дня и свои привычки. Например, создать сценарий для утра, когда в определенное время включается «умная» розетка кофемашины, а «умная» колонка включает музыку из любимого плейлиста. А сценарий для отпуска поможет создать эффект присутствия: «умные» лампочки будут включаться и выключаться по составленному расписанию, чтобы не было ощущения пустующего дома, — говорит Бойкиня. — Можно придумать сценарии для субботнего кинопросмотра или для действия приборов во время возвращения домой с работы.

Евгений Иванов уверен, что сейчас развитие технологий «умного дома» находится на уровне игрушек. Например, можно поставить «умную» розетку, чтобы включать свет со смартфона. Поиграть интересно, пользоваться — пока не очень.

— Самое главное торможение внедрения технологий «умного дома» в том, что каждый производитель имеет свой хаб и похожие, но разные протоколы, причем часть этих протоколов небезопасна. Поэтому сегодня нет общего стандарта и протокола общения между устройствами. Второе — слишком дорогие чипы, особенно сейчас, так как на рынке чипов серьезный кризис. Третье — код под чипы якобы пишется сложно, — перечисляет Иванов. — На самом деле он пишется просто, но некоторые «суперквалифицированные люди» намеренно усложняют этот процесс, и человек со стороны, предприниматель или стартапер просто не может сегодня заказать этот код задешево. В результате отсутствуют инструменты без кодирования и программирования настройки этих устройств. Когда они появятся — индустрия пойдет вверх.

Но это только техническая сторона вопроса. Не менее серьезной, по мнению Евгения Иванова, является проблема, связанная с отсутствием рынка.

— В России сегодня просто нет массового заказчика. Возможно, идея уже спущена откуда-то сверху, из федерации, что «нам нужны «умные дома» и т. д.», но на бытовом уровне это все слова. Когда такое распоряжение заходит в ЖКХ, оно чаще всего игнорируется, так как отрасли это абсолютно не нужно, как и не нужно среднестатистическому жителю, — уверен Иванов. — ЖКХ это не интересует потому для интеграции «умного дома» в процессы отрасли нужно что-то делать, а зачем, если все и так хорошо? Большая часть компаний ЖКХ не заинтересована в том, чтобы оптимизировать процессы. А обычному жителю это не нужно потому, что нет общего хаба. Сегодня для того, чтобы автоматизировать замок, условно говоря, нужен один хаб, дверь — другой, кран — третий, стояк на трубах отопления — четвертый, и в итоге получается, что все розетки в доме у тебя заняты хабами. Это просто неприменяемо, а значит — не нужно.

На перспективу

Александр Бойкиня отмечает, что «Умный дом» — это перспективный сервис для тех, кто хочет управлять своим домом комфортно.

— Решение позволяет экономить на той же электроэнергии и на воде, контролировать детей с помощью видеонаблюдения, создавать уютную атмосферу с помощью «умной» лампочки и вообще автоматизировать рутинные процессы. Это удобно, современно и технологично — и становится все ближе и понятнее для наших клиентов, — поясняет собеседник Infopro54.

В перспективе «Ростелеком» планирует расширять виды подключаемых к «умному дому» датчиков и видеокамер, а также расширять сервисы, доступные в личном кабинете.

Игорь Ксенчук добавляет, что массовое внедрение IoT технологий — то направление, куда сейчас стремятся застройщики, поскольку относительно небольшие вложения в инфраструктуру позволяют им повысить ценность недвижимости и обеспечить жильцам современный уровень комфорта.

— Все типовые задачи либо полностью автоматизируются, как передача данных приборов учета, либо решаются за несколько секунд в мобильном приложении —возможность впустить автомобиль гостей во двор, например, или заказать услугу от управляющей компании, — говорит он.

Евгений Иванов поясняет, что в проектах «умного дома» сегодня очень мало завязано на «железо и hard».

— Все дело в алгоритмах и soft: как вы его напишете, так это и будет работать, — заявляет он. — Вообще «умный дом» движется к искусственному интеллекту, когда части вашего дома будут подстраиваться под ваше поведение. Например, вы подходите к двери, у вас стоит «умный» электронный замок, и он знает, что путь от машины до двери вы проходите за 30 секунд. Он получил сигнал у подъезда, затем на этаже — и открывает дверь автоматически именно вам и в нужный вам тайминг. Это одна из областей применения «умного дома». Таких областей может быть очень много, но все они завязаны на сложные алгоритмы искусственного интеллекта или обработки больших объемов информации: для частных лиц, для бизнеса, для муниципальных служб и т. д. Эти большие данные нужно собрать со всех счетчиков, проанализировать их, чтобы понять, где протечка, утечка, где перерасход, где неправильно подсчитано, — и всем этим занимаются алгоритмы искусственного интеллекта.

По мнению Евгения Иванова, на разработку общего протокола для «умного дома» уйдут 3-5 лет, и только после этого начнутся попытки его внедрения. То, что эта работа может быть успешна, показывает пример с общими стандартами по написанию сайтов.

— Когда-то не было языка html, на котором сейчас написаны все сайты: все писали кто в лес, кто по дрова. Создалась общественная организация, ей некоторые страны выделили гранты. Написали стандарт — и все решили этому стандарту соответствовать, договорились с основными производителями браузеров, и те начали обрабатывать именно этот стандарт. Думаю, что с общим протоколом по «умному дому» будет то же самое, — говорит собеседник Infopro54.

Он также подчеркивает, что по-настоящему «умный дом» — это интерфейс, связанный с человеком и его головой.

— На ближайшие 50 лет — неосуществимо, — резюмирует Евгений Иванов. — То, что сейчас делает Илон Маск со своими чипами, — это первые ласточки. Чтобы дом был действительно умным, машина должна уметь понимать человека.

Точка зрения

Рынок «умного дома» будет расти в среднем на 40% в год и к 2023-му достигнет 17,5 млрд рублей

Александр Соловенчук, директор Филиала ПАО «МТС» в Новосибирской области:

Сфера недвижимости и ЖКХ в последнее время являются одними из лидеров по востребованности цифровых продуктов. В 2019 году спрос на решения вырос на 50%, в 2020 году — еще на 84%. Аналитический центр при Правительстве РФ подсчитал, что рынок технологий «умного дома» в России за 2020 год вырос на треть.

Основная тенденция рынка — сотрудничество застройщиков и УК с поставщиками решений уже на уровне строительства. Это позволяет на этапе проектирования заложить необходимую для цифровых сервисов инфраструктуру и обеспечить бесшовную интеграцию систем УК и застройщика.

В практике российских застройщиков телекоммуникационная инфраструктура создается отдельно от инженерной и, как правило, разными компаниями. Новый подход выгоден для всех: застройщику он позволяет снизить затраты на внедрение технологических решений, управляющей компании обеспечивает связность процессов на протяжении всего жизненного цикла здания, жильцам повышает уровень комфорта, безопасности и ценности их жилья.

Например, в Новосибирске уже есть пример проекта группы «Дом-Строй» с элементами «умного дома». МТС обеспечит комплекс RICHMOND Residence телекоммуникационной инфраструктурой, установит систему видеонаблюдения и подключит устройства для управления доступом к собственной облачной платформе. Это позволит снизить издержки до 20% и обеспечить «бесшовный» сервис для застройщика и УК. На наш взгляд, использование цифровых сервисов выгодно всем сторонам: застройщикам, управляющим компаниям и жителям.

Для застройщика цифровые сервисы — способ повысить спрос на жилье: около половины покупателей готовы доплачивать за «умные» решения. Оснащение жилого комплекса цифровыми технологиями — «умными» счетчиками, датчиками, системами видеонаблюдения, «умными» домофонами и системой бесконтактного доступа на территорию для жителей — позволяет поднять стоимость квартиры до 15%. Управляющая компания может решить при помощи технологий целый спектр задач: увеличить количество собственников, которые вовремя платят за ЖКХ, управлять зданием или жилым комплексом из единого центра, более эффективно общаться с жителями дома, зарабатывать на продаже платных услуг.

Для жителей цифровые сервисы создают комфортную и безопасную среду. Видеоаналитика может распознавать номера транспортных средств и впускать только те машины, которые зарегистрированы в системе, или искать свободные парковочные на прилегающей территории. Специальное приложение МТС VDome позволяет решать все вопросы, связанные с домом, в смартфоне: оплатить счета, проголосовать, подать заявку в УК, оформить пропуск или, например, вызвать сантехника. А с расширенной версией VDome+ жители смогут ответить на вызов с домофона, подключиться к камерам видеонаблюдения на территории комплекса и системе мониторинга парковки, а также управлять «умным домом» в квартире.

Наиболее востребованные у УК и застройщиков сервисы на текущий момент — это видеонаблюдение и дистанционное управление доступом (домофоны, шлагбаумы и т. п.), то есть безопасность. В Новосибирске за год спрос на эти решения вырос на 25%.

Все активнее используются приложения для взаимодействия между жителями и УК и автоматический сбор показаний всех видов счетчиков. Последнее, кстати, одинаково актуально и новостроек, и «вторички». ФГБУ ЖКУ Новосибирского научного центра оснащает придомовые датчики и счетчики IoT-модемами МТС для автоматизированного учета электроэнергии, тепла и воды сразу в 100 многоквартирных домах на территории Академгородка и Нижней Ельцовки. Внедрение интернета вещей сделает прозрачными и расчеты потребителей коммунальных услуг, и расчеты управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями, так как каждая из сторон видит реальные объемы потребления ресурсов. Удаленный мониторинг исключает человеческий фактор и ошибки, что сокращает затраты УК в среднем на 25%.

Основной фактор роста рынка «умного дома» сейчас — государственное регулирование, в частности — ФЗ-522, обязывающий энергосбытовые компании регионов установить подключенные к сети приборы учета во всех домах до января 2022 года.

Что касается нашей компании, то мы продолжим развивать экосистему сервисов для жителей, сервисных организаций рынка ЖКХ и застройщиков. Перспективы как на рынке нового жилья, так и в работе по подключению уже готовых жилых комплексов очевидны: уже сейчас три четверти покупателей жилья обращают внимание на наличие сервисов цифрового дома. Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения лишь усилили эту тенденцию.

Я встречал прогнозы, что к 2025 году элементами «умного дома» будут пользоваться около 13% домохозяйств, а в два года назад этот показатель был лишь 4%. Поэтому есть все предпосылки к тому, что спрос на «умные дома» будет только расти. Мы ожидаем, что рынок интернета вещей в сегменте недвижимости и ЖКХ будет расти в среднем на 40% в год и к 2023 году достигнет 17,5 млрд рублей.

Фото базовое: pixabay.com автор: geralt, фото спикеров предоставлены пресс-службами компаний

4
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять