Те, кто боятся, отваливаются сами, настойчивые — получают желаемое

  • 08/08/2016, 19:13

Только 10 % новых разработок находят платежеспособный спрос у покупателей, а 90 % оказываются нерентабельными. Об этом в рамках бизнес-ускорителя А:Старт заявил замдиректора департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО Максим Невесенко (на фото), отвечая на вопросы предпринимателей-стартаперов.

Барьеры и возможности для инноваторов

— Максим, почему инновационные разработки так плохо приживаются на рынке России? Есть ли у вас статистика, сколько из них находят своего потребителя?

— Только 10 % новых разработок находят платежеспособный спрос у покупателей, а 90 % оказываются нерентабельными. На эту статистику влияет три основных проблемы. Прежде всего, несформированный рынок: потребители не знают об инновационной продукции и ее возможностях, а сами инноваторы используют ограниченное число маркетинговых инструментов, которые не позволяют донести до рынка эту информацию в полной мере. Мы часто сталкиваемся с тем, что инноватор заявляет: «моя продукция является нужно и важной для рынка», но делает этот вывод на собственной оценке, не понимая реальную ситуацию. Другая сторона медали, когда предприниматель видит только свой рынок и не понимает параллельных течений, где эта продукция может быть востребована.

Практика показывает, что серьезной ошибкой также является разработка ради разработки: инновационная продукция создается без учета интересов потребителей, а также без ориентации на рынок и платежеспособный спрос. Взяли государственные деньги, провели НИОКР, выпустили опытный образец, а дальше его положили на полку, думая, что разработка уже устарела и ищем деньги на новую и т.д. Этот процесс интересен некоторым инноваторам, которые не настроены на конечную цель.

Третья — неблагоприятный бизнес-климат: законодательство, инфраструктура, отсутствие конкуренции. При всей нормативной базе созданной в РФ для поддержки инноваторов, не всей ей пользуются, а те кто хочет, не знает как. Нет «дорожной карты» как пройти все этапы внедрения инновационной продукции в производство.

— Каковы особенности региональных и отраслевых рынков инновационной продукции? Насколько они доступны для инноваторов?

— Рынок, который интересен инноваторам можно разделить на два ключевых сегмента — это регионы и отрасли. Основные препятствия, которые не позволяют новичкам на них выходить, пересекаются между собой. Ключевое — это низкий уровень требований, предъявляемый потребителем. Ему часто не нужны новые разработки и он не горит желанием быть инновационно развитым.

Кроме того на региональном рынке велика доля госзакупок, а отраслевой — рынок компаний, которые контролируются государством. Так как это государственные деньги менеджмент, к сожалению, не всегда настроен на эффективную работу, не всегда хочет идти по пути развития и брать на себя какие-то риски.

Серьезной проблемой для внедрения инноваций является устаревшая система нормативного регулирования. При заявленных в России мероприятиях по синхронизации технического регулирования внутри ЕАЭС, мы только год назад ушли от СНиПов и СанПиНов, сейчас активно разрабатываются новые нормы и правила, национальные стандарты, но чтобы внести изменения по той же стройке только под одно действие нужно порядка двух лет.

Еще одним препятствием является коррупция.

Все вместе — это те основные барьеры, с которыми сталкивается любая продукция, планирующая выйти на региональный и отраслевой рынки. Если не понимать, как их преодолевать, если на входе не заложить этих решений, то дальнейшие действия будут бессмысленны.

— Какую помощь в продвижении инновационной продукции может оказать Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО?

— ОАО РОСНАНО — это коммерческая организация, которая может предложить только возвратные деньги и поэтому входит в капитал проекта, ФИОП, в основном, оказывает поддержку инновационным компаниям с точки зрения развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, без получения прибыли, то есть безвозмездно. Мы финансируем разработку образовательных программ в интересах конкретного производителя инновационной продукции, софинансируем разработку национального стандарта, получение сертификата на продукцию, разработку иной нормативно-технической документации, которая понадобится инноватору в будущем. Мы берем на себя часть нагрузки стартапера, который планирует выйти на тот или иной рынок, стараемся разгрести ему дорогу и снабдить необходимыми инструментами.

Сейчас мы пытаемся создать федеральную систему потребления инноваций, чтобы не работать с ними в ручном режиме.

— Какие инструменты стимулирования спроса на инновационную продукцию можно использовать?

—Техническое регулирование и стандартизация — это первое о чем должен задуматься молодой инноватор. В идеале, конечно, нужно получить национальный стандарт, понимая, что это дает возможность вывода продукции на рынок четырех стран, которые входят в ЕАЭС. Инновационные госзакупки — те закупки, которые должны осуществляться в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по крупным отраслевым предприятиям. Отдельным рынком являются экспортные инициативы — часть инноваторов иногда сразу закладывают экспортную бизнес-модель развития.

Помощь также оказывается в подготовке кадров. Запустив проект, стартап часто сталкивается с проблемой: закрывать определенным объем рынка он может, но коммерциализация подразумевает расширение мощностей и без подготовленных кадров на базе инициативной группы, это делать уже становится довольно сложно. Подготовка специалистов является важным инструментом для дальнейшей жизни стартапа, особенно когда он выходит на следующий уровень и становится компанией, которая приносит прибыль.

Такие программы и пошаговые «дорожные карты» мы разрабатываем с регионами и отраслями.

— Расходы на патентование входят в компетенцию вашего фонда?

— Патентование — это тема инноватора. Если он хочет отдать патент нам, то мы, конечно, профинансируем его получение, но потом заберем себе. Содействие стартапам в получении патента оказывают наноцентры РОСНАНО, защита интеллектуальной собственности — обязательное условие вхождения любого стартапа в наноцентр. К нам приходит готовый продукт с сертификатом, которому мы оказываем содействие в продвижении.

Пробиться в госкорпорации и госзаказ

— Как решается вопрос с увеличением доли инновационной продукции в госзаказе?

— Начиная с 2012 года, мы проводили в регионах работу по введению обязательной доли закупок в рамках государственного и муниципального заказа. Данный инструмент является формой административного давления и сам по себе не панацея, но для нас это сигнал, что регион понимает ситуацию и стремиться использовать инновационную продукцию. Сегодня во всех субъектах федерации создаются реестры инновационной продукции, рекомендованной для государственных и муниципальных закупок. В Москве, Белгородской и Томской областях инновационная продукция должна составлять не менее 5 % от общего объема закупок, в Республике Татарстан, Красноярском крае и Ульяновской области — не менее 10%. В Новосибирской области пока процентная доля не введена, но уже принят реестр инновационной продукции, который будет рекомендован в рамках государственного и муниципального заказа. Сейчас он формируется и скоро выйдет в сеть, будет активно действовать.

Все эти региональные реестры мы строим в едином виде, чтобы они могли общаться между собой и быть единым поставщиком всей информации в федеральный реестр инновационной продукции. Он создан и функционирует.

В рамках региональных программ мы также выявляем инноваторов, которые готовы взаимодействовать и передаем их дальше в компании.

— Каковы механизмы выхода на отраслевые рынки?

— По отраслевому сегменту мы также проводили работу с лидерами-монополистами: ПАО «Газпром», ОАО РЖД, в том числе в рамках проектов которые могли оказать влияние на отрасль.

«Газпром» в настоящий момент ввел у себя обязательную закупку инновационной продукции — 3,7 % от всех вложений в новые проекты, и все подразделения обязаны их использовать в рамках данного лимита. Наша работа с корпорацией уже приобрела системный характер, создано единое окно для входа инновационной продукции: компания заходит, проходит дополнительную сертификацию и включается в проекты. Примеров уже достаточно много: покрытие на трубы большого диаметра, перевод всей системы «Газпрома» на светодиодное освещение, а газораспределительных станций на энергоэффективность (остекление, резервные источники питания). Всего в проектную документацию инвестиционных проектов ПАО «Газпром» включено 14 нанотехнологических решений. Эксперты корпорации активно сотрудничают с инновационными компаниями, лично приезжают в регионы и собирают наработки. Из Новосибирской области в портфель «Газпрома» попало теплоизоляционное покрытие ООО «Термоленд».

Взаимодействие с РЖД уже также носит системный характер. Раз в год мы проводим встречи с руководством дороги в рамках которых собирается пул проектов, имеющих отношение к отрасли и они заводятся в систему сертификации РЖД, а потом ложатся в закупки. Например, на крыше здания вокзала города Анапа размещено 560 солнечных батарей на базе тонкопленочных фотоэлектрических модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. Годовая выработка электроэнергии составила более 84 тыс. кВт/ч. В состав системы входит также блок из 24 аккумуляторных батарей общей ёмкостью 144 кВт/ч. Этот опыт рассматривается к тиражированию.

— Оказываете ли вы содействие продвижению инноваций в другие отрасли? Например, в АПК?

— Тема сельского хозяйства для нас новая, мы занимаемся ей всего 1,5 года. Эта отрасль дает большое окно возможностей для применения инноваций, как с точки зрения продукции, влияющей на рост растений и выращивание скота, так и тех сооружения, которые используются в сельском хозяйстве. В рамах этого проекта мы создали демонстрационную экспозицию — нанотеплицу и сейчас ведутся работы по применению нанотехнологий при реконструкции мелиоративных систем и гидротехнических сооружений на базе Отказнинского водохранилища в Ставропольском крае. Минсельхоз РФ заинтересовался системами очистки воздуха новосибирского ООО «Тион».

Интересная ситуация у нас получилась в рамках сотрудничества с учреждениями Федеральной системы исполнения наказаний РФ (ФСИН). В соответствии с распоряжением правительства РФ, продукция произведенная в системе допускается к конкурсам без тендера и закупка ее осуществляется в приоритетном порядке. Для ФСИН сегодня главное, чтобы осужденные не просто отбывали срок, а проходили социализацию и выходили с нужными для получения работы навыками. Ведомство с энтузиазмом восприняло наше предложение о внедрении инноваций и заявило, что готово развивать технологичное производство. Кроме того, ФСИН выступает заказчиком для разработки инноваций. В одном из роддомов ФСИН была эпидемия золотистого стафилококка, который нельзя вывести без карантина. Мы привлекли к решению проблемы НИИ эпидемиологии и микробиологии им Н.Гамалеи ученые которого разработали бактерицидные краски, убивающие болезнетворные микробы, покрасили ими роддом и стафилококк ушел. Система среагировала и сейчас этой краской планируют покрывать все помещения в колониях, где скапливается большое количество народа: медицинские кабинеты, столовые. А первоначально мы тестировали разработку на базе детского сада, где тоже получили положительный эффект. После того, как эксперимент будет доведен до конца, мы проанализируем результаты и будем предлагать его к тиражированию.

 «Мы только открываем двери на рынок»

— Ваша поддержка сокращает путь инноваций до потребителя?

— Работая с инновациями мы поняли, что потребители не охотно становятся первопроходцами в использовании инноваций, говорят: «пусть это первым сделает\внедрит кто-то другой, а я посмотрю». Поговорив с коллегами, мы решили реализовывать пилотные проекты совместно, чтобы демонстрировать преимущества инновационной продукции перед традиционными.

Сейчас мы отрабатываем применение инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции при капитальном ремонте зданий и сооружений. Для усиления несущей способности объектов их системы внешнего армирования запроектированы на основе углеродного волокна. В оконных проемах используются стеклопакеты с низкоэмиссионым стеклом, для утепления кровли и полов запроектирован пеностекольный щебень, для укрепления отмостки зданий — композиционная геосетка, применяются инновационные системы утепления фасадов. До сих пор капремонты проводились по типовым документам, которые оформлялись на здание в момент его постройки. Минстрой РФ поддержал нас в попытке сломать наработанную схему, и сейчас мы проводим работы на домах типовой серии. Потом их можно будет тиражировать на территории всей России и стран СНГ.

В целом наша деятельность направлена на развитие всей наноиндустрии, имеющейся на территории России, а не только на работу с проектными компаниями в которые вошло РОСНАНО. По статистике, по итогам 2015 года оборот нанопродукции в РФ составил 1,3 трлн рублей. Мы стараемся построить внедренческую систему для инноваций, чтобы она работала и была эффективной, узконаправленной под готовый продукт. С другой стороны, мы принимаем и «хотелки» компаний, которые ищут инновационные решения актуальных для них проблем.

— Отслеживали ли вы применение инноваций, включенных в портфель госкорпораций? Может они остаются там лежать мертвым грузом….

— Мы сами бизнесом не занимаемся, а только открываем двери, обеспечиваем условия вхождения в отрасль, а дальше компания должна быть сама заинтересована в борьбе за рынок и в продвижении своей продукции. Есть прецеденты, когда стартапы получают деньги на НИОКР, потом на финансирование разработки, на выпуск продукции, а потом еще и заявляют, а давайте вы выделите деньги на госзакупки нашей продукции…

Это нонсенс — если вы все хотите сделать за госсчет, то где же ваше движение?

Что касается сертификации в отраслевых корпорациях, то это большая нагрузка и риски, причем вкладывать приходится свои деньги. Большинство стартапов отсеиваются на этом этапе. Но, я считаю, что если ты понимаешь свой продукт и веришь в него, видишь, что он необходим именно в данной отрасли, то всегда можно найти средства, чтобы пройти эти ступени. Я бы также посоветовал старапам, которые нацелены на работу с госкомпаниями, изначально закладывать в планы масштабирование своего производства. Некоторым заказчикам нет смысла работать с партнерами, которые не смогут удовлетворить все их потребности в продукции. Ряд крупных компаний, например ОАО «Транснефть», готовы финансировать стартапы, с учетом их масштабирования и роста, если эти проекты интересны для корпорации.

Так что те, кто боятся, отваливаются сами, настойчивые — получают желаемое.

Фото: Юлия Данилова

Юлия Данилова

Рубрики :

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять