Прозрачнее и проще: как менялся для автовладельцев рынок ОСАГО

Дата:

О финрынках от первого лица: Марина Асаралиева, первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России.

Обязательное страхование ответственности автовладельцев (ОСАГО) появилось в России 20 лет назад — 1 июля 2003 года был принят закон №40-ФЗ. С тех пор в него внесено множество изменений: «автогражданка» становится все более прозрачной, понятной и удобной для автовладельцев. Больше всего изменений произошло за последние 4 года. Остановлюсь на самом важном.

ОСАГО тонкой настройки: как и для чего менялся базовый тариф

Марина Асаралиева, первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России:Когда ОСАГО только появилось, действовали фиксированные тарифы, единые для каждой категории водителей. Но постепенно тарифный коридор, то есть разбег между минимальной и максимальной ставками, расширялся. Так страховые компании смогли более тонко настраивать стоимость полиса для каждого клиента. В основе индивидуальной оценки теперь лежит риск-профиль клиента: где его место определяется по шкале от «аккуратного» до «рискового». По сути, рынок ОСАГО стремится к некому справедливому распределению страховых премий: больше за «автогражданку» платит тот, кто чаще провоцирует аварии. Аккуратные водители не должны покрывать риски за лихачей.

Сейчас цена «автогражданки» для каждого водителя зависит от множества факторов. Для начала страховая компания определяет базовую ставку в рамках тарифного коридора, исходя из уровня конкуренции и региональной специфики. Смотрит индивидуальные характеристики водителя, которые могут повлиять на его риск-профиль. Зачастую в составлении портрета участвует нейросеть, анализирующая большую совокупность персональных данных клиентов. Это позволяет снизить влияние человеческого фактора, когда «своим» можно продать и подешевле, а кому-то «накрутить» тариф побольше.

Стоимость полиса ОСАГО подорожала в среднем на 1.5 тысячи в Новосибирской области

Все факторы, которые страховая компания берет во внимание, доступны для потенциальных клиентов на ее сайте. Страховщик формирует их на основе анализа собственных страховых случаев. К примеру, если практика показала, что семейный человек реже попадает в ДТП, то компания имеет право рассматривать брак как фактор, который повышает надежность водителя. Также страховые компании получили право применять индивидуальные тарифы для злостных нарушителей ПДД — это прописано в законе.

Если проследить эволюцию тарифного коридора, то с 2020 года его границы трижды расширялись в обе стороны. За 4 года для водителей личных легковых автомобилей базовый тариф расширился на 40% по нижней границе и в 1,5 раза — по верхней. Сейчас он находится в диапазоне от 1 646 рублей до 7 535 рублей.

Когда страховщик определится с величиной базового тарифа, он применяет к ней различные поправочные коэффициенты с учетом профиля потребителя: возраст, стаж, безаварийность водителя и другие. За последние годы некоторые коэффициенты поменялись. Так, коэффициент «возраст–стаж» для молодых и неопытных стал выше, а для людей постарше и с опытом вождения — ниже.

Также несколько раз за последние годы расширялся диапазон коэффициентов для аккуратных водителей и нарушителей, в зависимости от возраста и стажа водителя, за степень аварийности — речь идет о КБМ — скорректированы региональные коэффициенты.

В регионах с высокой интенсивностью дорожного движения территориальные коэффициенты повышенные, что тоже влияет на стоимость страховки. В городах Сибири показатели достаточно высокие, например в Кемерове он составляет 1,9, в Красноярске — 1,8, Новосибирске — 1,7, в Омске и Томске — 1,6. Максимальный коэффициент в Москве — 2. Для повышения доступности ОСАГО в сегментах с высокими убытками с этого года формируется перестраховочный пул — общий фонд за счет отчислений страховщиков. Из него покрываются повышенные убытки по отдельным объектам или территориям. Это способствует выравниванию стоимости полиса.

Страховщики добиваются доступа к камерам фото- и видеофиксации в Новосибирске

Мы ожидаем, что дальнейшее расширение ценового диапазона ОСАГО продолжится. Более тонкая настройка ОСАГО помогает страховым компаниям конкурировать за надежных «безаварийных» клиентов и закладывать в стоимость полисов потенциально высокие риски для менее надежных водителей. В перспективе возможен переход полностью на рыночное ценообразование.

Водителям при покупке полиса я рекомендую сравнивать ценовые предложения страховых компаний, поскольку на практике нашего региона большинство из них придерживаются верхней границы коридора. Такая политика страховщиков связана в том числе с убыточностью ОСАГО в Новосибирской области — уже не первый год мы в «красной зоне» по мошенничеству с «автогражданкой».

В 2023 году страховщики получили право запрашивать информацию о ДТП с камер видеофиксации от региональных и муниципальных органов власти для подтверждения обстоятельств ДТП. Это важное новшество должно помочь выявлять мошенников, в обиходе именуемых «автопоставщиками».

Ни для кого не секрет, что за последние годы на фоне санкций подорожали автомобили и запчасти к ним. Это тоже сильно повлияло на ценовую политику страховых компаний — снижение стоимости полиса при росте страховых выплат привело бы к уходу с рынка большинства его участников, так как работать в убыток никто бы не захотел.

Полис в пару кликов: цифровизация на страховом рынке

Новосибирские автовладельцы почти 80% полисов ОСАГО покупают дистанционно. По России цифра немного ниже — 62%. Но все же можно сказать, что е-ОСАГО уже прочно вошло в нашу жизнь. Зачем тратить время и ехать в офис страховой или агента, если в пару кликов можно купить «автогражданку»?

Бумажный полис приходится в основном покупать тем, кто не может сделать это дистанционно. Банк России периодически выявляет недобросовестную практику, когда алгоритмы на сайте страховщика настроены так, что на определенных категориях автомобилей или водителей происходит «системная ошибка». Клиенту приходится отстаивать свое право на ОСАГО в офисе. Есть и те, кто сторонятся технологий и предпочитают оформлять все документы по старинке. Это их право — бумажный и электронный полисы ОСАГО равносильны.

С 2020 года водители могут не возить с собой распечатку электронного полиса ОСАГО — у них есть право предъявить автоинспектору электронный вариант полиса на экране любого устройства. Но поскольку всегда есть риск, что телефон может разрядиться, все-таки стоит возить распечатку полиса с собой. Кстати, удобно подгрузить все документы на машину и водительские права в приложение «Госуслуги Авто» — тогда они будут под рукой, если есть интернет.

Следующий шаг, облегчающий жизнь водителей, — возможность купить электронный полис не только на официальном сайте страховой компании, но и с помощью финансовой платформы. Здесь можно один раз ввести свои данные и получить сразу все предложения от страховщиков, выбрать самое лучшее и сразу же на платформе оформить сделку.

С 2021 года электронные полисы ОСАГО стали вступать в силу в день заключения договора, а не по истечении нескольких дней, как был ранее — е-ОСАГО становится еще более привлекательным.

Цифровые технологии дали страховым компаниям возможность без участия автовладельца получать информацию об изменении государственного номера автомобиля из автоматизированной системы, после чего страховая компания связывается с автовладельцем для внесения изменений в полис. И это тоже облегчило жизнь водителям.

Новосибирцам, передавшим права на выплату по ОСАГО автоюристам, придет налог 13%

С 2023 года начался поэтапный запуск информационной системы «АИС Страхование», в которую будут вносить информацию обо всех страховых компаниях и их деятельности. На первом этапе данные будут передаваться именно по ОСАГО из базы Российского союза автостраховщиков (РСА). Это необходимо для электронного взаимодействия между участниками страховых отношений, а также для создания новых сервисов. В «АИС Страхование» будет формироваться страховая история, в первую очередь по моторным видам страхования (ОСАГО и каско), которая впоследствии станет наполняться и другими видами. Это позволит страховым компаниям более точно оценивать убыточность клиентов и риски, связанные с конкретными объектами страхования, а значит, предлагать более выгодные тарифы. Люди для получения информации из базы могут формировать запросы через «Госуслуги» — в электронном виде без ограничений, в виде бумажных документов — не более 2 раз в год.

Дороже ремонт — больше компенсации

Совершенствуется система и возмещения убытков по ДТП. Те автолюбители, которые хоть раз попадали даже в мелкие аварии, знают, насколько долгая эта процедура, даже если оформлять ДТП с помощью европротокола, хотя и здесь есть очень приятные для водителей изменения. С 2020 года оформить электронное извещение по европротоколу стало возможно даже при наличии разногласий между участниками ДТП, при этом сумма выплаты ограничена 100 тысячами рублей. С 2021 года во всех регионах заработало мобильное приложение «Помощник ОСАГО», которое позволяет оформить ДТП самостоятельно и отправить информацию в страховую компанию, в том числе и фотографии с места ДТП. А в 2022 году Минцифры РФ запустил сервис «Европротокол онлайн» в мобильном приложении «Госуслуги Авто».

С 2023 года водители могут дистанционно урегулировать убытки по ДТП, правда, только для аварий, оформленных по европротоколу. Это можно сделать также через «Госуслуги Авто», но дополнительно нужно установить приложение «Госключ». Данные об аварии попадают в страховую компанию практически сразу, вся переписка ведется онлайн. В некоторых случаях даже не нужно приезжать на осмотр повреждений.

Много изменений и в расчете компенсаций по ДТП. Справочник средней стоимости запчастей, материалов и трудозатрат при определении расходов на ремонт по страховому случаю существенно пересматривался за последние годы несколько раз. Глобальные изменения в нем были в 2020 году на фоне пандемии, а в 2022 и 2023 годах — из-за санкций. Параллельно изменились правила расчета стоимости ремонта — теперь при помощи новой единой методики стоимость запчастей рассчитывается по ценам на сертифицированные аналоги, если оригинальные запчасти отсутствуют.

Таким образом, больше всего изменений в законодательство об ОСАГО было внесено в 2020 году в связи с коронавирусом и в 2022 году на фоне с СВО и проблем импортозамещения. Эти масштабные события требовали организационных изменений системы. В целом все новшества направлены на защиту интересов добросовестных страхователей и повышение результативности системы ОСАГО.

Работа по совершенствованию ОСАГО в интересах автовладельцев ведется непрерывно. Но очевидно, что впереди у рынка ОСАГО еще много изменений, и это нормально. Система не терпит косности в эпоху перемен.

Фото и материал предоставлены Сибирским ГУ Банка России

Фото и материал предоставлены Сибирским ГУ Банка России

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

0
0

Евгения Яровая: Включение «Логики» в школьное образование споткнется о системные препятствия

На круглом столе в Госдуме, посвящённом воспитанию молодёжи, общественник Марк Давыдов предложил ввести в школьный курс предмет «Логика». По его словам, с помощью этого предмета развивается критическое мышление. Давыдов напомнил, что «Логика» изучалась в школах и в дореволюционной России, и в СССР.  Полтора года назад с аналогичной инициативой выступала замглавы комитета ГД по просвещению Яны Лантратовой. Она отмечала, что изучение логики поможет детям эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения. Заведующая кафедрой геометрии и методики обучения математике ИФМИТО НГПУ Евгения Яровая прокомментировала эту инициативу:

— Современная система школьного образования находится в состоянии постоянной трансформации, стремясь адаптироваться к быстро меняющимся реалиям мира, новым вызовам и потребностям общества. Эта динамика проявляется в регулярном пересмотре учебных программ и активном внедрении новых курсов и подходов.

Читать полностью

В Индии открылся еще один офис крупного российского банка

ВТБ расширяет своё присутствие в Индии: 4 декабря состоялось открытие нового, ключевого офиса в Нью-Дели. Это уже вторая деловая площадка банка в индийской столице. Новый филиал интегрирован в национальные платёжные системы обоих государств, что позволяет осуществлять транзакции для компаний и частных лиц из России и Индии. За прошедший год экспортные операции, проведённые через индийское отделение банка, продемонстрировали рост в 2,5 раза.

Событие приурочено к годовщине деятельности кредитной организации в Индии: отделение в Нью-Дели функционирует c 2005 года, а через три года была получена полноценная банковская лицензия.

Читать полностью

ГЧП сохранит для инфраструктуры 29 трлн рублей

ВТБ Инфраструктурный Холдинг провел исследование ключевых преимуществ государственно-частного партнерства (ГЧП), возможностей его использования в различных секторах экономики и перспектив развития инфраструктуры до 2040 года. Аналитический отчет под названием «Концессии и госзаказ: стимулы, возможности и сценарии инфраструктурного развития» приурочен к 16-му Инвестиционному форуму «РОССИЯ ЗОВЕТ!».

Наблюдается ежегодное увеличение доли капитальных вложений по концессионным соглашениям и ГЧП в общем объеме строительных расходов. До начала пандемии этот показатель составлял 3,5% (322 миллиарда рублей), достигнув в 2024 году 6% (1 триллион рублей). Ожидается, что в ближайшие годы он увеличится до 8-9% (1,6-1,8 триллиона рублей). Этому способствует реализация проекта высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, строительство дорог в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах, а также смягчение монетарной политики.

Читать полностью

Инвестиционный форум ВТБ собрал пять тысяч участников

16-й Инвестиционный форум ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» успешно завершил свою работу. В отличие от предыдущих лет, в этот раз мероприятие прошло в нескольких городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Краснодаре, а финальная встреча, по традиции, состоялась в Москве. За время проведения форум объединил пять тысяч участников, среди которых были частные инвесторы, предприниматели и представители органов власти.

В московском Центре международной торговли 2 и 3 декабря собрались около двух тысяч гостей из 30 стран мира, включая делегации из Китая, Ирана, Индии, стран Аравийского полуострова, Центральной Азии, Европы и Африки.

Читать полностью

Опрос: 46% опрошенных не пользуются при инвестировании помощью со стороны

В преддверии Инвестиционного форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!», «ВТБ Мои Инвестиции» совместно с Frank RG провели исследование, посвященное отношению частных инвесторов к рынку акций в 2025 году. Основная цель работы – выяснить мнение розничных инвесторов относительно текущего состояния и будущих перспектив инвестиционного рынка России, учитывая последние изменения в законодательстве.

Анализ показал, что инвестиции в РФ привлекают как мужчин (58,9%), так и женщин (41,1%). Наибольшая концентрация инвесторов наблюдается в городах-миллионниках, где проживает 56% респондентов. У большей части инвесторов (64%) суммарный объем средств, предназначенных для биржевых операций, колеблется от 10 тысяч до 500 тысяч рублей. 17% опрошенных выделили на инвестиции более одного миллиона рублей, хотя доля инвесторов с общим капиталом, превышающим 1,4 миллиона рублей, составляет почти 35%.

Читать полностью

Россияне чаще будут использовать ИИ-подсказки при выборе инвестинструментов

Согласно прогнозу ВТБ, в ближайшие два-три года от 45% до 55% частных инвесторов, осуществляющих операции на рынке, будут эпизодически прибегать к помощи искусственного интеллекта (ИИ) для выбора инвестиционных активов. Ожидается, что для 20-30% пользователей такое взаимодействие станет систематическим. Около 15-25% вкладчиков доверят ИИ не только выбор активов, но и автоматическую корректировку структуры портфеля, исходя из заранее установленных параметров. Об этом сообщил член правления ВТБ Дмитрий Брейтенбихер на 16-м инвестиционном форуме «РОССИЯ ЗОВЕТ!».

По его словам, инвестирование в России становится все более доступным для широких масс: количество частных инвесторов на Московской бирже превысило 30 миллионов. Параллельно с увеличением числа участников рынка растет спрос на инструменты, упрощающие и ускоряющие процесс инвестирования, а также снижающие эмоциональную составляющую. ИИ-стратегии призваны решить именно эту задачу, устраняя барьер «я не эксперт» и перенося принятие решений в область анализа данных и алгоритмов. При этом, подчеркнул специалист, инвестор сохраняет полный контроль над процессом, что является важным фактором для формирования доверия.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности