Новосибирцы только учатся ходить в рестораны без понтов

  • 20/01/2017, 15:55

Культура ресторанных обедов и ужинов в нашей стране пока выдавливается пропагандой домашних экспериментов на кухне, что мешает развиваться рынку и сбивает с толку потенциальных гостей рестораторов, говорит шеф-повар, президент «Сибирской Федерации рестораторов и отельеров» Николай Ильин.

 

Вкусная еда за понятные деньги

— Николай, как вы оцениваете ситуацию на ресторанном рынке РФ в связи с затянувшимся кризисом?

— По моим субъективным оценкам, у нас в стране кризиса нет, им больше пугают. Скорее, появляется новая экономическая реальность, в которой мы перестали получать то, к чему привыкли ранее. Но вопрос: много ли людей ранее это имели? Многие ли ели тот же пармезан и камамбер? А когда эти сыры перестали завозиться в Россию, то в СМИ начали создаваться новости, нагоняющие страх: «продукты исчезают с прилавков». На мой взгляд, напротив, ресторанный рынок набирает обороты. Это может быть Макдональдс, сетевые проекты и т.д. — неважно, так как рынок в целом растет. Среди его участников немало людей, работающих с 80-х годов прошлого века, у которых есть определенные наработки, часть из них являются признанными профессионалами поварского дела, ресторанного бизнеса. Они начинали с одного-двух заведений и сейчас объединяют огромные холдинги.

Помимо рынка развиваются и гости, которые ходят в рестораны. Не так давно считалось, что люди ходят в тусовочные заведения, потому что «это делают все и им нужно». В кафе у Аркадия Новикова сделали гречку с грибами и сказали, что это «вау»! и вскоре она появилась в ресторанах по всей стране. Сейчас очевидно, что происходит эволюция спроса: люди наелись помпезными заведениями, подрастает то поколение, родители которого когда-то ходили по модным местам, но потом поняли, что ресторан — это место, где можно просто поесть. Они выбирают демократичные и простые заведения, где их устраивает соотношение качества и цены блюд, а также времени их приготовления. Это общий тренд — вкусная еда за понятные деньги, и на волне находятся те заведения, которые встречают клиента не как человека с кошельком, которые еще и должен соблюдать определенный дресс-код, а просто как гостя.

Еще один тренд — более активное использование отечественного продукта. Это приятно, так как весь мир работает именно так, и рестораны предпочитают использовать местные мясо, рыбу, овощи, алкоголь. Свое всегда дешевле и понятнее, а значит доступнее для конечного покупателя. У нас пока не удается заместить все импортные продукты отечественными, либо если это происходит, то выиграть по цене не получается.

— Почему?

— Странные тенденции прослеживаются. Например, говядину мы закупаем у одной из ведущих российских компаний, и стоимость вырезки у нее сейчас стремится к тем ценам, которые выставляют новозеландские и австралийские производители. С одной стороны, можно предположить, что повышение цены подталкивает спрос, и производитель стремится выиграть от сложившейся на рынке ситуации. А может она растет потому, что в стране дефицит качественной мясной продукции, в которой заинтересованы рестораторы? Так или иначе, но люди зарабатывают, повышают цены, у покупателей не остается выбора, и они берут. Хотя…. У нас есть поставщик — предприятие находится под Барнаулом — у которого мы закупаем утку. Он уже несколько лет не поднимает цены и при этом не падает в качестве. Казалось бы, есть спрос, из Москвы приезжают за продукцией и вывозят ее фурами — поднимай цену, но он держит.

— Для новосибирского ресторанного рынка тоже характерна тенденция перехода на местные продукты?

— Да, к нам она тоже приходит, и мы в регионе начинаем работать с локальным продуктом, он постепенно появляется. Но тут возникает другая проблема. Импортный поставщик может гарантировать не только объемы, но и постоянное качество продукции. Когда человек приходит в ресторан, он пробует блюдо, и ему оно нравится, то в следующий раз он рассчитывает получить то же самое. Если ожидания не оправдываются, то он больше просто не придет. Именно поэтому ресторанам достаточно трудно работать с местными фермерами. Основные позиции в меню повторяются из месяца в месяц, а фермеру трудно поддерживать и качество, и объем поставок. Впрочем, сейчас начинают появляться хозяйства, которые работают по мировым стандартам.

— А насколько в винной карте представлен алкоголь местного производства?

— В Новосибирске есть заведения, которые работают на российском продукте. Но тут какой вопрос: в 80-е-90-е годы прошлого века у нас активно вырубались виноградники, а наши родители привыкли к грузинским, молдавским винам. Потом люди начали выезжать за границу и поняли, что существует много других вариантов, не таких тяжелых и более питких: вина Франции, Италии, Испании и т.д. Вкус этих вин оказался нам более близок, и люди переключились на этот продукт, поэтому сейчас возвращаться к доперестроечным привычкам достаточно сложно.

Люди, которые пьют вина, они достаточно взрослые, разбираются в цене и вкусе и понимают, что сколько может стоить. Наши винодельческие хозяйства предлагают продукт по разным ценам. Кто-то сразу заходит с 1,5 тыс за бутылку, что очень настораживает, так как непонятно, оправдаю ли я те ожидания, которые закладываю, затрачивая такую сумму на покупки. Вино — это не мясо и овощи, а аккомпанемент к блюдам. Людей нужно приучать к винам, рассказывать о культуре пития, цена не должна быть шокирующей — без этого сложно продавать продукт.

— А у вас какова география поставок?

— Достаточно обширная: утка из Барнаула, мясные специалитеты — с Горного Алтая, морепродукты — от сахалинского поставщика. Многие овощи нам поставщик привозит из-за границы.

Дефицит формата casual

— В чем специфика новосибирского ресторанного рынка? Насколько он заполнен?

— Я не считаю, что наш новосибирский рынок заполнен. Есть куча направлений и концепций, на которые никто не зашел, и непонятно когда придут — эти ниши пусты. Сейчас все кинулись открывать бургерные, хотя ровно год назад мы говорили, что придет «Макдональдс», и то, что он предлагает, есть нельзя. Это постарался Аркадий Новиков, который сказал: «это хороший фарш», и все кинулись его копировать, забыв, что это вредно. Сегодня по бургерам в Новосибирске сегмент закрыт.

Недостаточно в городе представлен сегмент восточной кухни, нет заведений в стиле casual, где можно просто вкусно поесть и выпить. У нас они переходят в формат smart-casual, где требуется выглядеть соответствующим образом и иметь определенное количество денег. Это место не для еды, а для светской тусовки. У нас нет ресторанов высокой кухни, на дверях которых можно было бы повесить соответствующую табличку, не задействована куча форматов street- food: лапшичных, нет нормальной шаурмы и донеров.

— Почему эти форматы не представлены?

— С одной стороны, нет культуры потребления, с другой, недостаточно тех, кто мог бы открыть такие заведения. У нас в России культ домашней еды. Об этом говорят по ТВ многочисленные звездные ведущие, и люди заявляют: «зачем мне идти в ресторан, если у меня кухня 20 кв. метров, которая оборудована всевозможной техникой, огромный холодильник, забитый продуктами». Но они не принимают во внимание тот факт, что продукты тоже нужно купить: съездить в магазин по пробкам, набрать продуктов, загрузить их в машину, вернуться по пробкам домой, а потом несколько часов готовить, оставить горы грязной посуды и при этом ни с кем не переругаться… Сомнительно говорить о том, что это время вы провели с семьей и тем более о том, что вы отдохнули…. Зачем все это, если есть заведения общественного питания, которые специально для этого созданы?! У нас сложившийся стереотип: для того, чтобы сходить в ресторан, нужен повод. За рубежом ТВ-программы показывают филигранную работу шеф-повара и полные залы ресторанов, баров. У нас, если открывают новый ресторан, то показывают пустой зал и выкладывают фото интерьеров.

«У людей есть желание общаться»

— Кто основные игроки на новосибирском рынке? Как изменился расклад?

— Среди основных игроков я бы назвал группу компаний Вячеслава Яковлева и Влада Мусиенко, которая владеет коктейль-баром Friends, Ruby, баром Twiggy, пабом «Джек Лондон». Одни из соучредителей недавно также открыл семейный ресторан домашней кухни, второй — достаточно неплохой пивной бар, в котором подают правильно приготовленное мясо. Интересен ресторан «Гриль и Бутыль» со своим уникальным предложением по отечественному напитку.

Большинство новосибирских рестораторов — это люди, которые достаточно долго были менеджерами в ресторанном бизнесе и понимают, что нужно делать. Это тренд сегодняшнего времени.

В 90-х годах прошлого века, к примеру, рестораны открывали те, у кого есть деньги, и эти люди рассуждали так: найму повара, менеджера, и заведение будет мне приносить «бабки». Ничего не получалось, так как они не понимали, что ресторан — это ежедневный очень тяжелый труд, это постоянная работа с энергетикой людей, которых нужно настраивать на возвращение, формируя комфортную и душевную среду. Люди приходят в такие заведения потому, что у них есть физиологическая потребность — их нужно накормить, а контакт с гостем через желудок — один из самых тесных, как у врачей. Работа повара должна быть столь же филигранной.

— Вы говорите об открытых заведениях, но в Новосибирске их не меньше закрывается… Почему?

— Люди выбрали неправильную концепцию, или не понимают, зачем они это делают. Например, кто-то раньше мог себе позволить держать несколько ресторанов одного формата, закрывая дыры в бюджете убыточных за счет прибыльных. Сейчас рестораторы считают деньги и оптимизируют сети, закрывая неэффективные заведения. Это создает негативный фон на рынке.

На самом деле динамика роста рынка не изменилась. В прошлом году весной я был в Москве по приглашению компании Metro, которая раз в два года проводит масштабное мероприятие для своих покупателей — собирается 5-6 тыс человек. В промежутке между сессиями мы бродили по улицам и видели, что в кафе, барах нет свободных мест. Нам даже пришлось ожидать за барной стойкой, пока освободится столик. Я специально наблюдал за гостями — приезжих, в том числе иностранцев, там было от силы 40%. Остальные — местные жители, и это были не центральные улицы города. Да и в Новосибирске посмотрите, что летом делается в кафе и барах, а также «летниках» на Красном проспекте, площадях Маркса и Калинина. Возможно, это не очень обеспеченные люди, но они сидят за столиками, заказывают и оставляют деньги. И сидят они не только на выходных, но и в будние дни, после работы.

Нередки ситуации, когда компании вполне обеспеченных людей совершают туры по барам: выпивают по стаканчику и идут дальше. Например, мы такой тур устраивали со знакомыми в Новокузнецке и видели, что в нормальных барах нет свободных мест. Так что вряд ли может идти речь о кризисе — у людей есть желание общаться и проводить вместе время, и они его реализуют.

— А какие направления, на ваш взгляд, вышли из моды?

— Из моды выходят чопорные заведения. Что касается японской кухни… Некоторые говорят, что японская кухня умерла и никому не нужна. Однако у меня есть хорошие знакомые, у которых во Владивостоке рестораны паназиатской кухни, где представлены блюда из японской, тайской, китайской, а также отечественной кухни. Флагманским заведением у них является ресторан Zuma, и они планируют с этой концепцией занять нишу в Приморье, а потом идти в Восточную Сибирь, где японская кухня по-прежнему очень популярна. Проблема в том, что в последние годы ее превратили в ширпотреб, наводнили рынок дешевым не всегда качественным продуктом, а японская кухня до сих пор была представлена в России едва ли на 1\10.

— В чем уникальность вашего заведения, которое открылось недавно

— Наша концепция предполагает подачу ограниченного продукта на определенное количество гостей. Например, мне должны привести косулю, я обзваниваю гостей и говорю, что будет такое-то блюдо. Люди, которые знают, как я готовлю, записываются и приезжают. Это не званый ужин, а просто повод сходить в ресторан, где хорошо и вкусно готовят.

— Какие планы у вас по дальнейшему развитию бизнеса?

— Я планирую развивать свое заведение, делая ставку на качественный сервис по доступным ценам, чтобы это было домашнее место, куда гости приходят по приглашению и приводят своих друзей, куда хочется возвращаться постоянно, где можно пообедать и поужинать.

Так получилось, что за последний год в группе компаний St. Patrick’s group, где я работаю, одномоментно случилось два открытия и один ребрендинг, а поскольку я являюсь бренд-шефом, то косвенно во всех направлениях участвовал. Работы было очень много, но то меню, которое у нас есть сейчас, я бы уже не назвал пилотным. Есть позиции, которые уже заняли свою нишу в предпочтениях гостей. В перспективе планируем развивать меню, добавлять блюда, с ростом числа качественных поставщиков вставлять их продукцию в карту. Я за то, чтобы меню было «живым».

Новые впечатления — «двигатель прогресса»

— Если бы вас попросили дать совет коллегам по цеху, что бы вы рекомендовали?

— Терпения, постоянного движения вперед и стремления к цели. По роду занятий я достаточно давно занимаюсь обучением и консультированием людей, много езжу, а в поездках всегда узнаешь что-то новое. Я рассматриваю, изучаю, анализирую, делюсь опытом, освобождая место для новых идей и впечатлений, и вновь собираю, анализирую… Мне интересно смотреть на окружающий мир, общаться с людьми. Недавно у нас в гостях был итальянский шеф-повар. Это большая удача — общаться с человеком, схожим с тобой по менталитету, который как губка впитывает информацию и охотно ей делится. Это дает мощнейший заряд, который позволяет двигаться и развиваться.

Именно поэтому я желаю людям, которые занимаются ресторанными проектами, не сидеть на месте, а двигаться и смотреть на окружающий мир. Мы живем в Новосибирске, но мир велик, и мы очень многого не знаем. Гостям я бы также пожелал больше путешествовать, бывать на свежем воздухе, освобождать время от готовки и приходить в заведения, которые работают в Новосибирске. Мы вас ждем!

— Лично вы куда бы пошли в Новосибирске пообедать, поужинать?

— С одной стороны, я не притязателен, но с другой, знаю, сколько стоит блюдо и как оно должно быть приготовлено. Поэтому мне сложно куда-то идти, но такие места есть. Например, в Новосибирске есть сеть «Суши Make», которую развивает мой хороший знакомый. Там качество очень хорошее, доступное и честное.

В целом, я не жду вау-эффекта, но люблю вкусную еду, которая стоит своих денег. Одно время я был фанатом ребят — бывших поваров из «Экспедиции», которые жарили мясо на гриле. Это мясо было идеального качества по доступной цене. Я в течение трех месяцев покупал у них порции или заказывал доставку на дом. И постоянно к киоску стояла очередь из клиентов.

Люблю узбекскую кухню, которая приготовлена узбеками. Например, было интересное заведение на Хилокском рынке, где готовили повара этой национальности «для своих» — они готовили правильно и вкусно.

Интересный момент: для того, чтобы попробовать вкусную кухню за рубежом, нужно зайти в то заведение, где любят собираться местные жители. У нас, по-моему, многие работают на туристов, а не на своих, а местным, получается, и прийти нормально посидеть некуда. Может, в этом и кроется корень всех сегодняшних проблем ресторанного рынка?

Фото: из личных архивов

Рубрики :

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять