Кросс-культурные коммуникации как катализатор для бизнеса

Дата:

Анна Трифонова, бизнес-консультант, эксперт-практик и МВА в сфере менеджмента, профессиональный коуч, соучредитель Центра консалтинга и коучинга «Личность и Бизнес»:

— На семинаре-практикуме для предпринимателей в ГЦРП мэрии Новосибирска при обсуждении компетенций эффективного предпринимателя/руководителя особый интерес участников вызвала  компетенция «кросс-культурные/межкультурные коммуникации».

Я решила, что об этом можно рассказать более широко и большему количеству предпринимателей.

В условиях глобализации, открытости международных рынков данная тема приобретает особое значение. Кроме экономики важные зоны профессиональной и социальной межкультурной коммуникации — это образование, туризм, наука. Плотность и интенсивность контактов между представителями разных культур резко выросли — мир «стал меньше».

Что такое кросс-культурные коммуникации? Если говорить просто, то кросс-культурные коммуникации — это общение и взаимодействие людей — представителей различных культур, можно перевести с английского как «пересечение культур».

Я получила возможность увидеть, как строятся кросс-культурные коммуникации на деле, работая заместителем директора по ВЭД в крупной международной компании. Офисы компании в тот момент были расположены в 30 странах мира, а на должностях различного уровня находились граждане разных стран, носители других культур. В моей зоне ответственности было руководство проектами по открытию представительств в странах Европы и Юго-Восточной Азии.

Осознавая, что успех этих проектов во многом зависит от эффективных связей с органами власти этих стран, партнерами, подрядчиками,  кандидатами на различные должности в представительствах, я в подготовительный период сильно «погрузилась» в изучение законодательных и нормативных документов по разным аспектам, необходимым для запуска проекта. Второй темой, на которую были направлены мои интерес, внимание и время — это изучение обычаев, традиций и правил этикета этих стран и даже языка. А дальше, уже в межличностном общении после приезда в страну началось наблюдение за поведением людей, за отношением ко времени и физическим контактам, вопросы о ценностях (что им важно в жизни), о целях (чего они хотят), о приоритетах (что наиболее важно и значимо для них в ситуации выбора), о мотивации (что ими движет), об отношениях (как выстроено взаимодействие между людьми), об эмоциях и многое другое. Так построение эффективных кросс-культурных коммуникаций внутри компании и за ее пределами стало для меня важным повседневным вопросом.

Однако в реальной жизни и бизнесе мы сталкиваемся с межкультурной коммуникацией гораздо чаще — всегда, когда мы вступаем в общение с людьми, чей культурный и жизненный опыт значительно отличается от нашего. И это не только в общении с иностранцами. Культурные границы могут проходить и между поколениями (Х, У и Z), социальными, гендерными  и другими группами. Сегодня интернет для многих из нас стал пространством, средой межкультурной коммуникации. И в нем тоже есть свои правила и особенности. Для руководителя компании, осуществляющей свою деятельность в России, стране с многонациональным, мультикультурным и мультиконфессиональным населением, построение эффективной  межкультурной коммуникации становится катализатором успеха для бизнеса.

Итак, кросс-культурные коммуникации могут осуществляться как между различными компаниями, так и внутри одной отдельной взятой компании, в которой сотрудники представляют различные государства, нации и культуры.

Руководителю важно понимать и принимать, что каждый человек по сути своей уникален и является носителем своей собственной культуры. Сотрудники — граждане одной страны имеют много общего, поэтому условно  их можно отнести к одной культуре.

Ничто не стоит на месте, изменения происходят постоянно. Мир меняется, люди меняются. Кросс-культурные коммуникации также подвержены изменениям.

Но знание определенных особенностей людей позволит руководителю выстраивать эффективные коммуникации не только внутри компании, но и за ее пределами.  Культурные особенности, предпочтения, стереотипы мышления и поведения, принятия решений оказывают влияние:

  • на отношение сотрудника к компании и своей работе, к другим членам коллектива,
  • на что он опирается при решении проблем, какие методы и средства использует при этом,
  • на мотивацию и развитие внутри компании,
  • на достижение личных целей и целей компании,
  • на процесс управления сотрудником.

VUCA — мир, в котором мы сейчас живем, характеризуется  нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью. При кросс-культурном взаимодействии, если нет знаний об социальных и культурных особенностях конкретного человека, руководитель находится в состоянии неопределенности: не знает, как будет воспринята информация его собеседником. Он не может предположить — как будет развиваться их коммуникативное взаимодействие и чего от него ждать, поэтому возникает некоторая тревожность в эмоциональном плане. А на уровне поведения появляется необходимость отслеживать действия, которые обычно им выполнялись на «автопилоте».

Вы хотите такого результата? Думаю, что нет. Поэтому важно интересоваться  картинами мира своих сотрудников,  учиться слышать и понимать других, находить общий язык с самыми разными людьми.

Развитие кросс-культурных коммуникации внутри компании  обогащает внутренние бизнес-процессы новым содержанием. Кросс-культурная коммуникация может стать активом бизнеса и конкурентным преимуществом вашей компании.

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

Рубрики :

Регионы : Регион не задан

Теги : консалтинг бизнес

0
0

Сообщество новосибирских предпринимателей вновь признано одним из лучших в стране

В рамках заседания Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ», состоявшегося 21 ноября в Саранске (Мордовия), была представлена презентация рейтинга работы региональных отделений.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в ходе презентации особо отметил значительное улучшение показателей многих отделений в течение года, как в плане привлечения новых членов, так и в экспертно-аналитическом и информационном направлениях.

Читать полностью

В Новосибирской области резко вырос спрос на деловые услуги

Новосибирские компании стали чаще искать специалистов по деловым услугам.

По данным исследования Авито Услуг, в сентябре-октябре 2025 года лидером спроса в регионе стали консультации по привлечению инвестиций и развитию компаний. Ими предприниматели региона интересовались в 5,1 раза активнее, чем в прошлом году, в 4,3 раза — к оценке недвижимости и в 2,3 раза — на составление бизнес-плана (в Новосибирске — в 2,6 раза).

Читать полностью

Новосибирские предприниматели массово избавляются от общепита

Новосибирские предприниматели массово продают бизнес в сфере общественного питания: рестораны, кафе, кофейни, пекарни, бары и прочие заведения. Сообщения о продаже появляются на профильных сайтах практически каждый день.

Уже несколько месяцев продается кофейня сети Pena, которая была запущена летом 2024 года в центре города на Красном проспекте, нового оператора ищет Blissetta kitchen на ул. Ленина. Также среди многочисленных объявлений кофейня «Суфлёр» на Урицкого, не проработавшая полгода, четыре точки Beango coffee и другие предприятия общественного питания.

Читать полностью

В НГУ состоится III Научно-производственный форум «Золотая Долина»

В третий раз ежегодное событие соберет вместе ученых, представителей бизнеса и власти, а также крупных корпораций для обсуждения перспектив развития технологической сферы и запуска новых коллабораций. Организатором этого мероприятия выступает Новосибирский государственный университет.

Форум поддерживают: Сибирское отделение РАН, Совет ректоров Новосибирской области, бизнес-клуб «СЭР», Ассоциация выпускников НГУ и Технопарк новосибирского Академгородка. Мероприятие проходит при содействии Правительства Новосибирской области.

Читать полностью

МТС запускает накопительный сервис с привлекательной ставкой

У цифровой экосистемы МТС появилось уникальное предложение: финансовый инструмент для хранения и увеличения капитала с привлекательной годовой ставкой в 17,5%. МТС стала первым оператором, предложившим подобный сервис. «МТС Накопления» позволяет клиентам ежедневно получать прибыль и беспрепятственно выводить средства в любой будний день, сохраняя при этом все накопленные проценты. Сервис доступен пользователям, в том числе жителям Новосибирска, через приложение «Мой МТС».

Данный финансовый продукт создан для широкой аудитории, стремящейся к выгодному хранению сбережений с возможностью оперативного доступа к своим средствам. Деньги, размещенные на счете «МТС Накоплений», автоматически инвестируются в цифровые облигации МТС, гарантирующие стабильный доход, не подверженный рыночным колебаниям. МТС берет на себя обязательство обратного выкупа облигаций по их полной стоимости.

Читать полностью

Центр «Мой бизнес» стал трамплином для роста предпринимателей

Предприниматели, вне зависимости от отрасли и масштаба деятельности, сталкиваются с рядом схожих вызовов, в том числе нехваткой квалифицированных кадров и необходимостью эффективного продвижения товаров и услуг. По словам руководителя Центра «Мой бизнес» Новосибирской области Михаила Космынина, за этим стоит более глубокая проблема — умение управлять бизнесом в условиях высокой экономической неопределенности, когда правила быстро меняются, а внешние факторы требуют постоянной адаптации.

 — В таких условиях новосибирский малый и средний бизнес демонстрирует впечатляющую гибкость и устойчивость. Роль Центра — быть надежной опорой на этом пути: помогать принимать взвешенные решения, снижать риски и получать доступ к ресурсам, которые ускоряют развитие, — говорит Михаил Космынин.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности