Как вложиться в красивое прошлое

  • 24/12/2018, 10:00
Всем привычная идиома «художественные сокровища» звучит как простая и наглядная подсказка инвестору. Почему бы это не копить? Почему бы в это не вкладываться? Сокровища же…

Между тем, инвестиционная функция произведений искусства и антикварных вещей — роль куда более тонкая, чем кажется на первый взгляд. Примечательно, что инвестиционный потенциал старины и рукотворной красоты человечество осознало сравнительно недавно — к концу позапрошлого века, в 1870-м. А до того в оценке произведений искусства практически отсутствовала монетаристская составляющая — на первом месте был эмоционально-эстетический подход — простодушное «нравится/не нравится», «красиво/некрасиво».

Многие старинные атрибуты красивого быта и в дни своей новизны, в момент изготовления стоили объективно дорого, если были сделаны из драгоценных металлов. Но на собственно антикварную ценность предмета  присутствие благородных металлов в его конструкции или отделке не влияет так буквально, как кажется.

— Что выгоднее покупать — изделия из золота или из серебра? — вопрос так не ставится, — поясняет Екатерина Каршеник, директор и владелица салона «Антиквариатъ на Николаевскомъ». — Материал тут отнюдь не все решает. И страна происхождения тоже. Например, общим местом, расхожей истиной стала ценность советского фарфора. Да, советский фарфор ценен, это неоспоримо. Но советский фарфор очень разный, как и любая другая большая материальная среда. Так, есть массовка 1950-60-х, заведомо многотиражная — ассортимент сувенирных отделов всех советских универмагов. И есть изделия тех же самых лет, создававшиеся в малом количестве экземпляров, мелкосерийные вещи. Отличить одно от другого, правильно вложиться именно в редкое, мелкосерийное изделие, а не в ширпотреб или современную подделку — это по силам лишь опытному коллекционеру.

Фарфор — это именно тот инвестиционно-коллекционный объект, который максимально комфортен для собирателя. Тут граница между профессиональной вовлеченностью и неутомительной заботой об изяществе быта тонкая и относительная: фарфор чаще интегрируют в интерьер, в виде отдельной витрины или целого экспозиционного кабинета он не у многих. Такая система хранения —именно для концентрированных профи. Майсен или Ломоносовская мануфактура — тоже вопрос субъективного выбора. Авторитетные «майсенисты» и «ломоносовцы» относятся друг к другу почтительно, взаимно уважая приоритеты визави. Не менее велико и сообщество почитателей бренда SITZENDORF, отдельный круг — собиратели датского художественного фарфора — очень интересного по стилю, сюжетно разнообразного и элегантного.

— Майсен или Зитцендорф, немцы или датчане, ЛФЗ или Дулево — это вопрос чисто  личностных симпатий, —  комментирует Екатерина Каршеник. — Кому что ближе. Конечно, есть и сугубо предметные параметры. Например, Майсен — более ювелирная работа. Он, так сказать, «более коллекционерский», для хранения за стеклом. Датский фарфор — для открытых полок, для кабинетов. Он в меньшей степени сокровище, в большей степени — средство украшения повседневности. Датская художественная традиция младше немецкой — ей полтора века, но она очень выразительна и самобытна. Интересно, что у датского фарфора лучше информационная поддержка, нежели у немецкого — он отлично каталогизирован, по нему много справочной литературы, идентификационных таблиц, у него изначально более проработанная и упорядоченная система маркировки. Там и авторство, и градация по редкости. Датская фарфоровая индустрия сама себе создала систему информационной поддержки. А у немцев, при всей их педантичности, эта система, как ни удивительно, более расплывчата. Есть много брендов второго ряда, которые дилетанты принимают за Майсен. Это как в живописи: видишь резкую светотень и много мускулов — значит, Караваджо. Хотя это может оказаться вовсе не Караваджо, а неаполитанский испанец Хосе де Рибера.

Татьяна Сокольская, эксперт-искусствовед салона «Антиквариатъ на Николаевскомъ»  подчеркивает, что фарфор с инвестиционной ценностью — это всегда ручная работа. Только ручная роспись, никаких принтов. Они — признак массового товара.

— Причем, художественная ценность изделия не обязательно подразумевает его мелкотравчатую детальность. Например, в статуэтках 1920-х и 1960-х  — не редкость редуцированные, упрощенные формы, когда силуэтная выразительность важнее анатомической детальности персонажа. Бывают в этой сфере и ценовые спады. Например, фарфор от ЛФЗ в начале 2000-х ценился очень дорого, но потом чуть подешевел. Не потому что как-то подурнел. Просто на пике бума цены на изделия ЛФЗ были завышены, а сейчас они вернулись к естеству, стали объективны, — рассуждает Сокольская. — Есть в антиквариате и субъективный фактор моды. Например, у столичных коллекционеров, в Москве и Петербурге сейчас в моде русский стиль времен Александра II и Александра III— довольно долгое веяние 1860-90-х, оставившее яркий след в предметной культуре. А Новосибирск к этому тренду пока равнодушен. И, возможно, вообще с ним не соприкоснется.

«В массах умирает идея нумизматики, а процветает спекуляция»

Есть тема, от которой знатоки инвестиций в старинное предостерегают новичков буквально хором и громогласно. Имя этой теме — монеты, медали и ордена. Нумизматика и отечественные ордена — очень рискованные группы антиквариата, на которых дилетант может подорваться как на мине. Ордена младше 1917 года вообще вне рыночной ротации — операции с ними уголовно наказуемы. Для антикварного рынка дозволены только иностранные ордена и ордена и медали дореволюционной поры. Все советские награды — тема заведомо «неприкасаемая». И все предложения на эту тему — это, как говорится, от лукавого. В общем, с наградными знаками нужно быть осторожнее. Только старинные и заграничные. И помним, что незнание закона не освобождает от ответственности. А нумизматика, в свою очередь, трудна для дебютанта, потому что в этой сфере сейчас огромный слой подделок.

Хорошее вложение средств — каслинское чугунное литье дореволюционной выделки. Отличить его от современной продукции этого завода осведомленному человеку достаточно просто.

— Каслинское дореволюционное литьё — совершенно особый предметный слой, — поясняет Татьяна Сокольская. — Это матовая поверхность с серебристым глубинным мерцанием, никакого «гуталинового» глянца, столь характерного для каслинского ширпотреба. Это тончайшая деталировка. Каждый формовщик указан. Секрет того благородного цвета — «нечерного черного» — мягкого, с серебристой нутряной искрой — утерян навсегда. По нему можно опознать дореволюционные изделия. И даже при сохранности литьевых форм повторить их один к одному теперь невозможно — нет того цвета, нет той текстуры. К слову, в дореволюционной художественной отрасли чугун и бронза числились материалами-соперниками. Бронзовые изделия 1880-1900-х сейчас очень ценятся. Но они и изначально были отрадой богатых, украсить ими дом мог не каждый. Для тех, кто не мог позволить бронзу, существовал художественный чугун — тоже очень выразительный. А потом — шпиатр. В чугуне наши художники достигли таких высот, что русский чугун уже не воспринимался как бюджетная замена бронзе — он стал самодостаточной вещью. И очень ценной. Например, на моей памяти один из антикваров купил дореволюционную каслинскую скульптуру, а через пять лет продал ее через тот же самый салон с существенной прибылью. Но пять лет — это минимальный срок. Лучше бы выдержать подольше, чтоб вещь нажила свою ценность. Ты вкладываешь деньги,  и они в любом случае не обесценятся. Покупать чугун или бронзу — это уже профессиональное коллекционирование. Можно покупать предметы интерьера, например, каминные или стенные часы из бронзы или шпиатра (сплав олова, цинка и меди). Шпиатр податливее в технологическом смысле и обладает высокой декоративностью. Но даже вещи из удешевленных материалов — когда шпиатр заменяет бронзу или серебро — это все равно арт-объекты, ручная работа.  В вещах 19 века ручная работа обязательна.

Интересный вектор и для вложений, и для коллекционерского хобби — европейская и американская бижутерия начала-середины 20 века.  И пусть вас не смущает слово «бижутерия». Это отнюдь не безделушки из районного универмага, которые и сформировали у наших людей пренебрежительное восприятие бижутерии. Европейская бижутерия — это  14 карат позолоты, это очень качественное стекло.

— Показателен, например, вот такой казус, — вспоминает Татьяна Сокольская. — У одной нашей клиентки украли подобный браслет — выковыряли камушки, полагая, что он золотой и с драгоценными камнями. Потом его и нашли расковырянным. Бижутерия — вообще очень понятная группа  для коллекционирования. Ты ее коллекционируешь и одновременно носишь. Тема бижутерии сейчас на волне. У коллекционеров, «пришедших в тему» пять-десять лет назад, сейчас все на 4-5 умножилось — капитализация налицо. Чем ближе к началу 20 века, тем вещица дороже. Вещи без клейма — дешевле.

Винтажная одежда — тоже интересна как предмет коллекционирования, поскольку позволяет стабильно окупать свое хобби. Ярчайший федеральный пример того же ряда — Александр Васильев.

Антикварные игрушки — хорошая тема инвесторского коллекционирования, тоже позволяющая заработать и на выставочной жизни. Но, увы, не в Новосибирске. Антикварные игрушки — в основном куклы. А в нашем городе эта тема не очень развита, нет ни обменного рынка, ни коллегиального сообщества. Долл-арт — есть, долл-антика — нет.

Коллекционирование живописи — достаточно эффективное в инвесторском смысле хобби.

«Задача искусства — не столько приумножить, сколько сохранить»

— А еще это очень хорошая школа в плане развития экспертных компетенций, — дополняет Татьяна Сокольская. — Конечно, когда человек дебютирует в этом деле, полагаясь только на свой вкус, он дров наломает. Но чем больше он будет покупать и искать, тем быстрее его вкус будет развиваться. Хотя некоторым удается сразу. Например, есть люди, начавшие покупать картины сразу после смерти того или иного художника, они буквально открывали золотую жилу. Так, в разы вырос Грицюк. И это художественное наследие достаточно обильно. У советских художников, во всяком случае. Советские художники — они же ещё и плодовиты были, ибо работали в темпе всех прочих граждан — в мастерские на работу ходили, на полный рабочий день, трудовые книжки имели. В общем, никакой ленивой богемности, планово-учётная продуктивность. Потому-то предметный массив советской живописи большой, его хватает на многих.

Для успешного дебюта в антикварно-художественном коллекционировании важна стартовая осведомленность. И нажить ее теперь гораздо проще, чем 15-20 лет назад.

— Сейчас много литературы, есть курсы в Москве и Петербурге, — подтверждает Екатерина Каршеник. — То есть, на уровень серьёзного коллекционирования можно выйти достаточно быстро. В лекции и курсы есть смысл всерьёз вкладываться — это твой интеллектуальный (и функциональный!) капитал, который пригодится сразу. И, конечно, очень важна практическая «насмотренность» — накопительный навык, который приобретается в музеях.  В целом, такое собирательство, дело кропотливое, неспешное, оно не для инвесторов с «биржевым» темпераментом. Долгосрочность этих вложений буквально межпоколенческая — они становятся не просто имуществом, а семейными реликвиями, переходящими от отца к сыну, от деда к внуку. Потому мы, например, к каждому объекту, проданному в нашем салоне, составляем паспорт вещи — детальное искусствоведческое заключение, написанное академическим языком, её информационное сопровождения, фактически, образующее её ауру.

— Вообще, само понятие «инвестиции» тут особо трактуется, — резюмирует Татьяна Сокольская. —  Коллекционирование антиквариата — это не накопление сокровищ, которые будут скапливаться в слои. Коллекционирование — это творчество. Мы не говорим о безусловных ценностях вроде картин классиков. Если человек купил картину Рембрандта, он, конечно, всегда будет в прибыли. Да, абсолют антикварного мира — это такое же сокровище, как и бриллианты. А средний сегмент антиквариата — это еще и сфера эмоциональной самореализации.  В это надо проникать эмоционально. Чем больше ты в это вкладываешь душу, тем больше тебе потом вернётся. Замечено, что антикварное коллекционирование проявляет оттенки человеческого «я». У многих антикваров собираемые предметы удивительно и ярко отражают их характер — они как будто во взаимном родстве.

Фото: предоставлены салоном «Антиквариатъ на Николаевскомъ»

Рубрики : Бизнес

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять