«Везем из Китая почти все»: Особого импортозамещения за прошедшие три года в России не произошло

  • 29/09/2025, 14:30
Впрочем, по ряду сегментов рынок РФ уже перенасытился китайскими товарами

Факторы торможения

Темп роста оборота между Россией и Китаем сокращается. На конец третьего квартала он составляет почти 144 млрд рублей, что на 9,4% ниже прошлого года. Примерно на 9% падает экспорт и импорт. Причем спад импорта из Китая в Сибирь — около 20%. Об этом на Международном бизнес-форуме «Управленческая стратегия 2025» в Новосибирске сообщил учредитель и управляющий компаний «Трансиб» и «Трансиб Групп» Андрей Пуненко.

По его словам, этот тренд обусловлен четырьмя ключевыми факторами, которые ранее называл Минэкономразвития РФ, а сибирские участники рынка ощущают на себе.

Во-первых, товарооборот между КНР и Россией последние три года рос очень сильно, но в 2025 году такой темп сохранить не удалось.

Во-вторых, были серьезные проблемы с банковскими расчетами.

— Практически все российские банки в прошлом году попали под санкции. В начале 2025 года большое количество денег, которые они переводили в китайские банки, там зависли и лежали на счетах у китайцев месяц и более. Потом они их, конечно, вернули. Сейчас сложностей с расчетами нет. Все наши ведущие банки открыли в Китае партнеров, и за 0,8–1%, через них переводят деньги практически в любой китайский банк, — констатировал эксперт.

Третий фактор — перенасыщение некоторых сегментов российского рынка.

— Например, наша компания была одним из крупнейших поставщиков металлических цепей в Сибирь. В этом году их поставки сократились на 35%, — рассказывает эксперт.

Четвертый — охлаждение некоторых сегментов российского рынка.

— Например, мы много возили товаров, оборудования, инструментов для строительной отрасли и связанных с ней производств. Доля этих перевозок в общем объеме наших поставок в 2025 году сократилась с 50% до 10−15%. То есть сейчас стройка и все, что около стройки, плотно стоят на коленях, — подчеркнул Пуненко.

По его словам, у членов Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) в среднем перевозки в 2025 году снизились на 20−30%, у перевозчиков Центральной России — на 8−10%.

Против тренда

В то же время по большому количеству товарных групп импорт продолжает расти очень высокими темпами. Как с горечью констатировал Андрей Пуненко, проще сказать, что не входит в список импортируемых товаров.

Например, в денежном выражении в 2025 году в импорте лидируют следующие товары:

  • оборудование и станки (код 84) — 27%,
  • изделия из черных металлов (код 73) — 29% (+$378 млн),
  • инструменты и аппараты: оптические, измерительные, оптические, медицинские и пр. (код 90) — 13% (+$223 млн),
  • часы (код 91) — 176% (+$133 млн),
  • неорганическая химическая продукция (код 28) — 11%. (+$87 млн),
  • органическая химическая продукция (код 29) — 5% (+$77 млн),
  • овощи и фрукты (коды 7 и 8) — 37% (+$77 и $87 млн соответственно).

Высокую динамику роста в 2025 году показывают следующие товары:

  • корма для животных (код 23) — 33%,
  • шоколад и какао (код 18) — 53%,
  • парфюмерия и косметика (код 33) — 44%,
  • бытовая химия (код 34) — 18%,
  • рыба (код 3) — 23%,
  • фармацевтическая продукция (код 30) — 40%,
  • семена, лекарственные растения и растения для технических нужд (код 12) — 31%,
  • мучные изделия (код 19) — 64%,
  • напитки (код 22) — 47%,
  • кондитерские изделия из сахара (код 17) — 21%,
  • изделия из древесины (код 44) — 20%.

— По своей компании я вижу, что, к сожалению, с начала СВО импортозамещения у нас так и не произошло. Как мы ввозили в большом количестве оборудование, станки, так и продолжаем ввозить. Особого увеличения производства новых станков и оборудования в России не видно. Как мы ввозили запчасти на автомобили и спецтехнику, так и продолжаем это делать в тех же объемах, — с сожалением говорит эксперт.

Для сравнения, на экспорт в КНР Россия вывозит нефть, газ, уголь, медную руду, древесину, морепродукты и т.д.

Новые риски для рынка

При этом эксперт отметил, что в 2025 году сибирские и российские предприниматели активизировались на китайских торговых площадках, где они ищут товары, услуги и партнеров. Вырос интерес к участию в отраслевых выставках в КНР. Кроме того, китайские предприниматели тоже заинтересованы в увеличении поставок в Россию. Об этом можно судить по количеству автомобильных погранпереходов, которые ежегодно открывает КНР. Сейчас их уже более десятка, и постоянно появляются новые.

— Стоимость доставки из КНР в Новосибирск на сегодняшний день за 20 футовый контейнер в среднем составляет 1500 долларов по морю до Владивостока и 170 тысяч рублей по железной дороге до Новосибирска. По железной дороге доставка из Китая дороже на 10%, чем в контейнере, автодоставка — на 15%. По моим наблюдениям, это минимальные расценки, и скоро они будут расти, так как приближается пик новогодних заказов. К ноябрю цены могут вырасти в два раза, — прогнозирует Андрей Пуненко.

учредитель и управляющий компаний «Трансиб» и «Трансиб Групп» Андрей Пуненко

По оценке эксперта, за счет активизации поставок в четвертом квартиле ситуация на рынке по итогам 2025 года может выправиться. Однако в активизации торговли с Китаем он видит еще один риск для сибирского рынка перевозок и логистики.

— Многие китайские транспортные компании сейчас очень активно заходят на российский рынок. Много грузовых судов, кораблей заходят во Владивосток и по ряду ценовых показателей дают ставку ниже, чем наши сибирские и российские компании. Есть примеры, когда китайские машины с синими номерами загружаются в КНР и едут через всю Россию до Москвы, где растаможиваются, загружаются экспортом и возвращаются в Китай. Пока их единицы, так как если пустить в Россию китайских перевозчиков, то они заберут рынок у российских перевозчиков.  Мало того, я каждый год посещаю все мероприятия, выставки и форумы, связанные с Китаем, которые проходят в Москве, и я вижу, что там все меньше и меньше российских перевозчиков, и все больше китайских. Лично меня, как участника рынка, это уже немного напрягает, — признался Андрей Пуненко.

В перспективе, по прогнозам федерального Минпромторга, рост торговли между Россией и КНР в 2025 году может быть более сдержанным, чем в предыдущие годы. В том числе из-за насыщения ряда сегментов российского рынка китайским товаром. Хотя, если будет снижена цена на энергоносители, которые экспортируются в Китай, объем их закупок может увеличиться, и торговый баланс выправится.

Андрей Пуненко ожидает, что в импорте все большую долю будут занимать высокотехнологичные и инновационные продукты. На большинстве других сегментов «товарная экспансия» практически исчерпана.

Ранее редакция сообщала о том, что на предприятиях Новосибирска падает объем гражданских заказов. 

Фото базовое Infopro54, автор: Юлия Данилова, внутри текста — предоставлено пресс-службой НГУЭУ.

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять