Дмитрий Овчинников: Живые мёртвые души «Красного факела»

Творческий симбиоз

—  В середине ноября на Большой сцене «Красного факела» прошли дебютные показы первой премьеры 104-го сезона — «Мёртвых душ» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко.

О том, что «Красный факел» планирует инсценировать бессмертную поэму Николая Гоголя, стало известно минувшим летом, когда руководство театра объявило о творческих планах на предстоящий сезон, посвящённый в основном классическим произведениям. Непосредственно работа над спектаклем началась в августе, после выхода труппы из отпуска, и уже по самой первой информации, появлявшейся в СМИ и соцсетях, по анонсам будущего спектакля было понятно, что зрителей ожидает нечто невообразимое, зрелище поистине впечатляющее и масштабное, отличное от всего, к чему они привыкли ранее. Ну и, что ожидаемо, три премьерных дня прошли с полными аншлагами, а восторженная реакция зрителей после спектаклей говорит о том, что в целом увиденным они остались довольны.

Для Андрея Прикотенко «Мёртвые души» стали первым спектаклем, поставленным в «Факеле» в качестве его художественного руководителя — ранее он ставил в нём спектакли лишь как приглашённый режиссёр. По словам Андрея Михайловича, идея поставить «Мёртвые души» родилась у него во время встречи с труппой театра, которая предложение поддержала, а уже в ходе работы артисты активно включились в процесс, соучаствовали в создании спектакля, внося свои ценные замечания и соображения, в частности, по его музыкальному наполнению. Получился отличный творческий симбиоз, что и воплотилось затем на сцене в виде постановки, которая, как к ней ни относись, в любом случае заставляет о себе говорить и уже стала знаковым событием в культурной жизни города.

Постановки «Красного факела» часто отличаются такими характеристиками, как концептуальность и контекстуальность. Иначе говоря, это не просто спектакли сами по себе, а в сопровождении различных сопутствующих мероприятий, позволяющих погрузиться в предлагаемую эпоху, прочувствовать атмосферу, героев, глубже проникнуть в художественный мир того или иного произведения, понять его суть и внутреннюю логику, а в программках можно встретить целые философские обоснования и теоретические выкладки. Не стали исключением и «Мёртвые души»: так, в рамках уже ставшего традиционным проекта «По классике» юрист Евгений Шумкин прочитал лекцию «Мёртвые души как товарный суррогат для Чичикова», где раскрыл юридическую подоплёку негоций по купле-продаже душ почивших крепостных, а историк моды Ольга Хорошилова рассказала о модных тенденциях и костюмах гоголевской эпохи. Кроме того, в стенах театра прошёл гастровечер «Ужин по-гоголевски», где все желающие смогли приобщиться к гастрономическим вкусам того времени. И это всё не случайно — сам Николай Васильевич, как известно, был изрядным гурманом, в чьих произведениях (тех же «Мёртвых душах», к слову) хватает описаний всевозможных яств и богатых застолий, и светским щёголем, одевавшимся по последним веяниям моды.

Кроме того, перед началом спектакля всем желающим предлагается запечатлеться в особой фотозоне, что, конечно, тоже добавляет исключительно позитивных эмоций перед началом основного действа.

Жанр road story

Вообще, «Мёртвые души» — произведение для русской литературы отнюдь не рядовое, давно, ещё при жизни автора, растасканное на цитаты и обречённое на вечное бытование. Это энциклопедия русской жизни, где нашли своё отражение главные, исконные мотивы нашего бытия — огромная территория России, пресловутая птица-тройка, несущаяся через это пространство неведомо куда, и маленький человек, ничтожный перед этой громадностью и необозримостью. И не случайно такое большое место и в поэме, и в спектакле отводится коню и кучеру Селифану — казалось бы, второстепенным фигурам. Но это — в любом другом произведении, здесь же всё наоборот. Конь — это образ мистический, своеобразная духовная скрепа России, её символ, а Селифан выступает в роли проводника Чичикова по метафизическому и вполне материальному русскому бездорожью.

Вокруг «Мёртвых душ» немало мифов, легенд и устоявшихся стереотипов, начиная с пресловутого сожжённого второго тома и того, действительно ли сюжет поэмы был Гоголю подарен Пушкиным. Правды мы, видимо, никогда не узнаем, но это и не страшно – больше простора для читательской и зрительской фантазии. Взять хотя бы вопрос, который звучит в самом спектакле: who is Mr Чичиков? А действительно, кто такой Павел Иванович Чичиков — ловкий плут, мошенник, пройдоха, спекулянт, инфернальная личность, демон-искуситель, вторгающийся в город N и нарушающий покой его благочинных, добродетельных и степенных обывателей, просто обычный человек, живущий по законам своего времени и не совершающий ничего криминального, а лишь следующий заветам отца «копить копейку», а может, и вовсе бескорыстный благотворитель, скупающий у помещиков бесполезный и даже обременительный для них товар? Каждый может выбрать любой из этих вариантов ad libitum, или предложить какой-то ещё, или что-то среднее, объединяющее все вышеозначенные опции, и каждый по-своему будет прав и не прав одновременно. Один ответ не исключает другого.

Жанр «Мёртвых душ» часто классифицируют как road story — мотив путешествия здесь действительно выражен крайне отчётливо. В принципе, это один из древнейших литературных жанров, уходящий корнями в «Одиссею» Гомера. Характерен он и для европейской, и для отечественной литературы. Самая близкая параллель, наверное, это «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. И там, и там форма путешествия используется как художественный приём, с помощью которого автор показывает объёмную, фактурную картину российской действительности, изобличает её изъяны и пороки и ставит глобальные, философские вопросы, актуальные и через 100, и через 200 лет.

Фишки спектакля

Пожалуй, главная фишка спектакля — увеличенная на семь зрительских рядов сцена. Как объяснял режиссёр, «захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе», а в анонсе спектакля сообщалось, что «зрителей ждёт кардинальное изменение пространства Большой сцены, в котором будет заложена пронизывающая поэму тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и маленький человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объёмов и масштабов». И этот приём себя оправдывает, вызывая у зрителей соответствующий визуальный эффект. Что касается персонажей спектакля, то в этом смысле он получился весьма представительным — на сцене задействована большая часть труппы «Красного факела», 26 человек, при этом среди героев представлены не только Чичиков, посещаемые им помещики и дочка губернатора, которую он якобы вознамерился похитить, но и такие личности, как Мавра, прислуживающая Плюшкину, причём Мавр оказывается даже не одна, а целых три, зять Ноздрёва Мижуев и некоторые купленные Чичиковым крестьяне, как, например, Абакум Фыров, оживающие в его фантазии.

В декоративном оформлении спектакля обращают на себя внимание располагающиеся на сцене фортепиано и другие музыкальные инструменты, а также висящие над сценой люстры, символизирующие, по-видимому, те самые мёртвые души.

Музыкальное и световое оформление — отдельная тема. Почти вся музыка живая, а в её создании, помимо фортепиано, участвуют ещё аккордеон, контрабас и две балалайки. Игра со светом тоже впечатляет, когда он то яркий, то приглушённый, то выхватывающий одного отдельного героя. И здесь, конечно, всё решают те самые люстры, создающие весь этот уютный микрокосм, который завораживает и не отпускает все два с лишним часа.

Сюжет спектакля в общем и целом опирается на сюжетную канву поэмы, хоть и не с полной хронологической точностью. Начинается действие с выхода всех артистов к краю сцены, после чего мы видим, как за столом сидят городские дамы, Анна Григорьевна и Софья Ивановна, пьют чай и обсуждают главную новость последних дней: визит в город таинственного Чичикова. Затем Чичиков последовательно побывает в гостях у Манилова, Коробочки, Собакевича и Плюшкина, встретит Ноздрёва, после вернётся в город для оформления купчей крепости, посетит бал, а затем, узнав, что дела принимают скверный оборот и его начинают всерьёз подозревать Бог знает в чём, решает как можно скорее бежать. В процессе просмотра спектакля на зрителя обрушивается такой большой поток эмоций, чувств и переживаний (тут и смех, и тоска, и меланхолическая задумчивость), что иногда трудно понять, где ты находишься — ещё в этом мире или уже где-то там, в Зазеркалье, в обители мёртвых душ, где действуют совсем другие принципы и законы. Ну а финальным аккордом спектакля становится песня на мотив всё той же тройки, подвешивающая в воздухе всё те же вечные вопросы о прошлом России, её судьбе, о том, куда в конце концов приведут её извилистые и тернистые дороги.

Погружение во Вселенную гоголевской классики

Отрадно, что театры продолжают ставить отечественную классику, пусть и в современной интерпретации. Нет, на самом деле в этом нет ничего плохого — просто у всех нас есть в голове некий шаблон, усвоенный с юных лет, а подобные спектакли в постмодернистской стилистике работают на его разрыв. При этом важно понимать, что все краеугольные смыслы и идеи, заложенные писателем, остаются неизменными. Классика на то и классика, что задаёт вечные вопросы и транслирует вечные ценности. Меняется со временем лишь форма, обёртка, в которой эти вопросы и ценности подаются, адаптируясь под современные реалии и тем самым оставаясь востребованными новыми поколениями зрителей. В конце концов, иногда полезно отойти от навязших со школы клише и взглянуть на, казалось бы, хорошо знакомые произведения под другим углом. До премьеры нам обещали, что персонажи на сцене будут сильно отличаться от хрестоматийных представлений о них, и, по крайней мере, многие из них действительно ушли весьма далеко от своих литературных оригиналов. Это не значит, опять же, что они лучше или хуже — они просто другие, но можно точно сказать, что они непременно, как сейчас модно говорить, украдут ваши сердца вне зависимости от симпатий или антипатий к книжным героям.

«Мёртвые души» только начинают свою сценическую судьбу, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что она будет долгой и счастливой. В ближайшее время новосибирских театралов ждёт погружение в бесконечную Вселенную гоголевской классики, в которой каждый, без сомнения, найдёт что-то близкое и дорогое лично ему.

Дмитрий Овчинников, публицист, внештатно сотрудничает с новосибирскими СМИ, увлекается театром, публикует рецензии на спектакли на театральных сайтах.

Ранее редакция сообщала о том, что в Новосибирске открылась выставка европейского серебра

Юлия Данилова

Recent Posts

Новосибирский депутат Аксёненко предложил пересмотреть систему расчёта пособий

По его мнению, введение минимального расчетного показателя обеспечит автоматическую индексацию пособий

12 часов ago

Форум «Золотая долина» стартовал в Новосибирске

Ключевая задача форума — усилить взаимодействие вузов и научных институтов с реальным сектором экономики

13 часов ago

Часть проектов по строительству домов в Новосибирске могут законсервировать

В первую очередь, под удар попадают дома, по которым не заключены договоры долевого участия

14 часов ago