В Новосибирске в рамках Сибирской юридической недели состоялась сессия «Можно ли обойти запрет на строительство без КРТ?». С докладами выступали градостроительные юристы и члены судейского сообщества. Эксперты оценили перспективы дел об оспаривании запрета на строительство в городах вне программ комплексного развития территорий. Слушателями стали представители строительных компаний.
Комплексное развитие территорий (КРТ) — это градостроительный механизм, направленный на плановое и сбалансированное обновление городских пространств. Его основными целями являются расселение аварийного и ветхого жилья, создание современной городской среды, развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, а также повышение эффективности использования земель в пределах поселений, муниципальных округов и городских округов.
Выделяются несколько видов комплексного развития территорий. КРТ жилой застройки осуществляется в отношении территорий с аварийными или ветхими многоквартирными домами, а также МКД, соответствующими критериям высокого износа, установленным субъектом РФ. КРТ нежилой застройки касается территорий с нежилыми объектами, подлежащими сносу, не соответствующими правилам землепользования и застройки или признанными самовольными постройками. Также существует комплексное развитие незастроенной территории и КРТ, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.
Реализация программ КРТ сопряжена с рядом существенных ограничений и запретов. Так, в крупных российских городах вводятся запреты на строительство многоквартирных домов без КРТ. На уровне заявлений представителей муниципальных и региональных властей этот запрет выглядит чем-то неоспоримым. Юристы объясняют, что это не совсем так.
— Запрет на строительство без КРТ можно оспорить. Более того, прецедент в стране уже есть, и технология этого оспаривания тоже налицо. Нужен только правообладатель, который обратится с соответствующими требованиями. То есть владелец земельного участка, который скажет, я хочу построить. Ему скажут, нет, только в КРТ. Он скажет, нет, я хочу без КРТ. Ему откажут в выдаче разрешения на строительство. Он пойдет и оспорит. В Сочи, например, с этим столкнулись. Но там уже готовят изменения, они уже пытаются поправить редакцию так, чтобы удержаться. Здесь нужно уметь работать с судами. Дверь открывается тому, кто в процессе. Следующий, кто стоит в очереди, перед ним она опять закроется, потому уже закон поменяют. То есть первый проскочит, следующий встанет. В чем интерес тех, кто оспаривает запрет? Получается интерес в том, что при КРТ тебе что-то да вменят из социалки, а при обычном строительстве есть какая-то существующая школа, садик, к которому можно хоть как-то в проекте привязаться. Такие оспаривания не могут стать массовыми. Речь идет о нормативном правовом акте региона или муниципалитета. Мы не говорим о том, что давайте сделаем революцию. Мы говорим о том, что с правилом нужно уметь работать, — сообщил Infopro54 градостроительный юрист, руководитель Юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Алмаз Кучембаев.
Юристы подчеркивают: чтобы оспорить отказ в строительстве, придется сначала оспорить положение в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). После этого запрет «слетает» для всех.
С 2023 года в Новосибирске заключено 18 договоров КРТ, которые охватывают более 1 миллиона квадратных метров жилья и свыше 62 гектаров городской территории. Еще 13 проектов находятся на согласовании.
Ранее редакция сообщала, что территорию бывшего Новосибирского мясоконсервного комбината отдали под КРТ.
Также стала известна новая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента
Вопрос о необходимости их создания в регионах страны подняло правительство РФ.
В предыдущие два года эти фрукты к новогодним праздникам сильно дорожали
Их родители решили, что нужно серьезнее готовиться к тестированию по русскому языку
Большинству жителей региона предстоит поработать только 29 и 30 числа
Она может начаться уже весной следующего года