В Новосибирске появилась единственная за Уралом арт-библиотека — «Дом Да Винчи»

Отдел искусства Новосибирской государственной областной научной библиотеки получил оригинальную локализацию — он максимально близок к основному зданию на Советской, 6, но при этом вынесен за его пределы — в нижний уровень соседнего дома Rich House, на Коммунистической, 34. Экстраординарная эстетика этого здания пригодилась и при создании библиотечных помещений. Не будет преувеличением сказать, что доселе ничего подобного в Сибири не было: после новоселья арт-отдел НГОНБ и сам стал концентрированным дизайнерским пространством.

На библиотеку в ее классическом понимании это место похоже минимально. Форм-фактором дизайна стала идея о том, что контакт с книгой по искусству (будь то альбом репродукций, архитектурных проектов или нот) требует больше читательской свободы и «одомашненности». Потому в новой библиотеке практически нет классических для читальных залов партообразных мест. Они заменены либо стойками с высокими стульями (на которую и стакан кофе удобно взять), либо мягкой мебелью, создающей разные оттенки уединенности и релакса. Это и классические диваны, и кресла-груши, и диваны-боксы, напоминающие растянутое по горизонтали кресло Шерлока Холмса. Все конструктивные и инженерные элементы — стены, осветительное оборудование, полы — тоже получили эстетическую проработку и дизайнерские акценты. Их имеет практически каждый квадратный метр пространства. Это либо стенные росписи (симбиоз классических фресок и граффити), либо дизайнерские светильники, либо экспонаты художественных выставок. Изменилась и самоидентификация арт-подразделения. На новом месте и в новой архитектурной трактовке оно получило и новые функции, и новое имя. Теперь это арт-платформа «Дом Да Винчи» международный ресурсный центр культурных и образовательных инициатив региона. Он входит в общероссийскую семерку так называемых модельных библиотек учреждений, с принципиально новым типом организации читательской среды. Продвижение формата за Урал началось именно с Новосибирска, ибо тут для такого дебюта больше всего объективных предпосылок.

— Нам очень повезло с локацией, — отметила куратор «Дома Да Винчи» Анна Галеева. — Это помещение максимально близко к базовому зданию, при этом имеет совершенно революционную эстетику и эргономику. На эргономическом аспекте я остановлюсь особо: в «Доме Да Винчи» практически нет ни порогов, ни перепадов уровней — что идеально для читателей с ограниченными возможностями. На Советской, 6 принимать колясочников мы не могли — там такой контингент не был учтен в принципе, ведь то здание изначально даже и библиотекой-то не было. Во-вторых, в культурную среду города мы вписаны буквально прицельно — попали в самый настоящий арт-периметр. Рядом с нами — самые значимые адреса Новосибирска: художественное училище, Новосибирский художественный музей, консерватория, офисы творческих союзов. Архитектурно-художественная академия и Университет технологий и дизайна тоже, к слову, совсем недалеко. Сейчас молодым художникам и дизайнерам очень нелегко найти площадку для экспозиционного старта. Она, как правило, будет либо «лофтом повышенной лофтовости» — какой-нибудь цех или ангар-гараж на отшибе, либо в офисном центре, в недра которого непонятно как попасть. А мы — и в центре, и с органичной конфигурацией. Наконец, сама улица Коммунистическая — это, пожалуй, самая плотная в нынешнем Новосибирске архитектурная среда. Тут огромное разнообразие архитектурных масштабов, форм и стилей. Она уютная и яркая, по-хорошему пестрая.

Выставочная составляющая работы «Дома Да Винчи» тоже будет насыщенной и расписана на несколько месяцев вперед. Сейчас это Константин Прусов, очень обаятельно играющий с русско-французскими кросс-культурными мотивами в проекте «Марфа в Париже», и Школа новой флористики Романа Штенгауэра, и омский график Анастасия Гурова — ее снежно-прохладные работы очень эффектно смотрятся на графитово-серых стенах кафетерия. Кафетерий тоже будет экспозиционным пространством.

— Арт-функция — практически у всех публичных помещений, за исключением, пожалуй, санузлов, — подчеркнула Анна Галеева — Фактически арт-библиотека — сумма нескольких пространств: фонд, выставочный объем и, наконец, коворкинг-зона для творчества, коллаборации и конференций. В выставочный зал конференц-пространство перетекает плавно. В сумме они — зона впечатлений. Сейчас мы активно привлекаем молодежный оркестр — они пользуются нотным фондом «Дома Да Винчи», а его конференц-зона будет служить площадкой для концертов оркестра — этаких концертов-квартирников. Кстати, понятия «концерт-квартирник» и «дом» очень органично сочетаются.

Обновленное подразделение НГОНБ наладит партнерские связи с Российской государственной библиотекой искусств, Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы (ВГБИЛ) и московским представительством Итальянского института культуры. Имя арт-платформы делает связь с этим институтом абсолютно органичным.

— А еще именная принадлежность дома к Леонардо Да Винчи — это такая образная отсылка к единству науки и искусства, — поясняет Анна Галеева. — Во времена Да Винчи эти сферы именно так и воспринимались — смежно, без жесткого противопоставления. Образно говоря, Леонардо как раз и воплощал собой бесконфликтное сосуществование «физика» и «лирика» в одной личности.

Фото: Павел Комаров

tkrasnova

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

3 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

18 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

18 часов ago