В институте теплофизики начинают тестировать циклолеты «в полях»

— Институт теплофизики сейчас работает над созданием летательных аппаратов на альтернативных принципах — так называемых циклолетов. Они будут применяться для мониторинга сельскохозяйственных ресурсов, для обработки посевов, орошения и так далее. Все работы планируется выполнять в рамках Сибирского отделения как интегрирующей структуры, — сообщил на итоговой пресс-конференции главный ученый секретарь СО РАН, академик Дмитрий Маркович.

Он отметил, что летательные аппараты на подобных альтернативных принципах

были предложены примерно 100 лет назад, но не пошли в серийное производство, в отличие от вертолетов. Институт теплофизики СО РАН занимается проектом по созданию циклолетов по заказу Фонда перспективных исследований в течение двух лет.

— Наши аппараты (циклолеты) внешне напоминают речные пароходики с колесами, но с адаптивно изменяемым углом атаки лопастей. Летные характеристики примерно на уровне вертолетной техники, но система управления является довольно сложной и не могла быть реализована в прошлом веке. Поэтому интерес к циклолетам возобновился только сейчас, когда появилась возможность простого адаптивного управления углом атаки на базе новых технических достижений и с использованием компьютерной техники, — пояснил Маркович.

По сравнению с вертолетами, у циклолетов повышенная маневренность, улучшенные характеристики с точки зрения звуковых воздействий. Они могут обеспечивать взлет и посадку на наклонной поверхности, это очень важно, например для корабельной техники, для работы в труднодоступных местах.

— Циклолеты могут «причаливать» даже к вертикальным стенам зданий. Это очень перспективное направление, интересное как для оборонных задач, так и для гражданских. Это в будущем и городской транспорт, и аэротакси, и скорая помощь, и работа в МЧС, и так далее, — перечисляет академик.

Он уточнил, что сегодня в институте теплофизики создан летающий образец компактного циклодрона весом 60 кг. Он уже прошел испытания и показывает хорошие результаты по маневренности и продолжительности полета. Следующий этап — это тестирование подобных машин на конкретных приложениях: мониторинг природных ресурсов, сельское хозяйство. Параллельно будет продолжаться работа по созданию большой машины весом 2 т, вместимостью от 3 до 6 человек или эквивалентного груза 500 кг.

— Эту работу институт планирует завершить к 2025 году. Затем будет запущена программа по производству, привлечение инвесторов — все должно заканчиваться конкретными результатами. Конечно, эти аппараты не вытеснят вертолеты или самолеты, но займут свою нишу, — уверен Дмитрий Маркович.

В этом году Фонд перспективных исследований представил циклолет на международном форуме «Армия-2020». В его разработке принимают участие инженеры компании ООО НПП «Авакс-Геосервис» (Красноярск). Институты СО РАН активно работают по проектам, связанным с беспилотниками, с крупными частными компаниями. В частности, с «АФК-система».

Фото Института теплофизики СО РАН

tkrasnova

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

3 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

18 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

18 часов ago