Этой осенью агентство TelecomDaily впервые провело анализ телекомрынка РФ и озвучило результаты для каждого города. Эксперты компании анализировали ситуацию в шестнадцати городах, и в их число, разумеется, попал Новосибирск. Тайные покупатели агентства посетили 47 торговых точек пяти федеральных и четырех местных сетей, выбирая самые «топовые», вроде салонов на Красном проспекте или в торговых центрах.

Исследование проводилось по методологии SERVQUAL (SERVICE + QUAL), основанной на пяти основных группах оценок: «Материальность», «Надежность», «Отзывчивость», «Убежденность», «Сочувствие». Каждый параметр оценивался по 100-балльной шкале, итоговой оценкой выбирался средний балл, хотя на самом деле, как потом уточнили эксперты, некоторые направления были важнее других и в итоге определяли итоговую оценку.

Этим важнейшим критерием, по словам выпускающего редактора ИАА TelecomDaily Натальи Рыжковой, является контакт с консультантом, который, если он хорошо поставлен, может «перекрыть» недостатки в других направлениях. И наоборот — отсутствие контакта не может компенсироваться ассортиментом, чистотой, удобством расположения салона и так далее. 100% негативных отзывов тайных покупателей в ходе исследования были связаны именно с работой консультантов.

— Исследование позволяет сделать выводы не по одной отдельно взятой сети, а по всему рынку и вдобавок сравнить возможность локальных игроков конкурировать с федералами на уровне сервиса, — прокомментировала Наталья Рыжкова.

Чем уникальна столица Сибири

Среди прочих Новосибирск выделился в первую очередь хорошими результатами местных игроков. Во многих городах они однозначно заняли позиции аутсайдеров, но у нас такие сети, как «Ноу Хау», «Телефон.ру», Hello и iSota, обошли двух «федералов» из пяти. Отдельных разделов им, правда, выделять не стали, объединив в группу «Локальные ритейлеры». К сожалению, слабой стороной локальных игроков стал ассортимент предлагаемых товаров. Одной из оценок аналитики выбрали наличие на прилавках «двадцатки самых-самых» востребованных покупателями моделей смартфонов (по версии GfK). И несмотря на то, что общий ассортимент «локалов» был весьма неплохим, самых популярных моделей у них нашлось меньше, чем у всех остальных участников — в среднем на их прилавках находилось 10 моделей из 20.

— Да, список топовых товаров, привлекающих клиентов в салоны, действительно существует, — комментирует руководитель службы качества «МегаФон-ритейл» Сергей Гапонько. — Мы стараемся распределять ассортимент так, чтобы в нашей сети не было «сильных» и «слабых» точек, салоны с низким потоком покупателей нужно «раскачивать» до более высоких уровней. В этом году около 15% салонов «МегаФона» перешли в «средний» сегмент.

Количество совсем не против качества

Лучшими «сервисниками» в Новосибирске (да и по всей стране тоже) стали «Билайн» и «Связной», которые по большинству показателей заняли первое и второе места. Примечательно, что именно эти компании в 2018 году показали наибольший количественный рост, поделив между собой «Евросеть».

— С начала этого года число наших салонов выросло практически вдвое: на всей территории России наши коллеги интегрировали около 1500 салонов «Евросети», — комментирует территориальный управляющий новосибирского кластера «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Максим Зайков. — Нелегко было, конечно, набрать и обучить персонал, но мы, как видно из результата, справились.

Точку зрения коллег по рынку разделил и директор макрорегиона «Сибирь» объединенной компании «Связной | Евросеть» Сергей Шляхтич. Он порекомендовал аналитикам повторить исследование через год и оценить динамику. «Связной» также нарастил свою сеть за счет «Евросети» и по итогам исследования немного отстал от лидера, в категориях «Отзывчивость», «Убежденность» и «Сочувствие» их результат оказался близким к «Билайну». Занявший третье место «МегаФон» сумел обойти всех по знанию консультантами тарифов, но по матчасти в целом первым оказался «Билайн».

Три критерия успеха и много данных

Отрыв между участниками рынка получился в Новосибирске не таким уж большим, не превысил 5-6% (Наталья Рыжкова отметила, что в некоторых городах разница составила меньше 1%). И участники рынка объясняют это тем, что всем им давно известны формулы создания успешно работающего сервиса, контроля за работой сервисных служб, поощрения успевающих и исправления отстающих. Но разница все равно есть, и места в разных регионах занимают те же игроки. В чем секрет (кроме ассортимента)?

— Важнейших составляющих успешной работы магазина три: место, место и место, —делает вывод Максим Зайков. — Даже если два салона располагаются в нескольких шагах друг от друга, разница в количестве посетителей может быть огромной. Тут все играет роль: как расположен выход, сколько ступенек надо пройти.

Именно это, по его словам, одна из главных причин интереса мобильных операторов к технологиям «больших данных». Анализируя передвижение и поведение клиентов, можно выбрать, что им нужно — и где.

Фото: Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

2 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

17 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

18 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

18 часов ago