За последнее 15 лет популярность такси в России резко выросла. Связано это, прежде всего, с выходом на рынок агрегаторов: они изменили условия пользования такси: значительно снизили цену на поездки и предложили новый удобный способ заказа, ожидание заказа значительно уменьшилось и рабочих мест для водителей появилось больше. Кроме того, начался активный переход служб такси с диспетчерских служб на программы для автоматизации приема заказов. Но чем динамичнее развивается отрасль, тем больше она требует доработок, связанных с законодательной базой.

По словам председателя общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, сегодня самая глобальная проблема рынка — это передача заказа нелегальному перевозчику.

— До 2005 года в отрасли было лицензирование и каждое предприятие должно было соответствовать требованиям лицензии. С 2005 по 2011 годы деятельность такси вообще никак законодательно не регулировалась. Это привело к появлению новых форм бизнеса. Речь идет о диспетчерских службах, которые не владели парком, но оказывали диспетчерские услуги. В 2011 году вступил в силу «закон о такси», но он до сих пор не доработан и не учитывает сервисы по вызову такси, не регламентирует их работу, — рассказала Зарипова корреспонденту Infopro54 в кулуарах VIII конференции «Современное Такси. Бизнес-Прокачка», которая прошла в Новосибирске.

К примеру, если заказ проводится через компанию-агрегатор, то не факт, что приедет машина, имеющая разрешение на перевозку пассажиров. За прошедшие 10 лет в «закон о такси» неоднократно вносились изменения, но он так и не заработал в полную силу, мало того, закон получил некий политический окрас.

— «Закон о такси», который приняли в 2011 году, сразу был мертворожденным, так как описывает модель рынка 80-х годов прошлого века, — подчеркнул Максим Шушарин, директор службы заказа такси «Максим». — Российский рынок такси к 2011 году достиг мировых высот, а закон оказался в параллельной вселенной, так как был совершенно  оторван от реальности. За 10 лет мы так и не имеем в правовом поле понятия «агрегатор». В регионах нас называют таксопарком, хотя наш рабочий инструмент — это мышка и IT- специалисты, которые разработали приложение. Разрешив проблему с законодательной базой, мы решим сразу несколько локальных проблем.

Одна из них, которая является головной болью для рынка, — это отношение между таксопарками и агрегаторами. К примеру, таксопарки требуют повышения тарифов, но если они вырастут, то потребители массово пересядут на автобусы.

— Цена на проезд в такси становится искусственно низкой из-за отсутствия холостого пробега. На сегодняшний день понятие «холостой пробег» исчезло. Водители привозят пассажиров в конечный пункт и тут же забирают других. Когда мы говорим о тарифах, нужно смотреть на выручку самих водителей, сравнить, какая она была 10 лет назад и какая она сегодня. К сожалению, не все это понимают, — констатирует Ирина Зарипова.

Еще одна локальная проблема, которую называют эксперты, — это незаинтересованность государственных органов в предоставлении базы данных для проверки сотрудников.

— Мы лишены доступа к базам и не знаем полную информацию о водителе: судим ли он, состоит ли на учете, а может, у него сотни взысканий за нарушения ПДД. Если законодательно отрегулировать эти моменты, если власть возьмет на себя обязанности верификации водителя, то многие проблемы будут решены, — уверен Максим Шушарин.

Специалист по GR-коммуникациям «Ситимобил» Денис Давыдов также заявляет, что ключевая проблема — отсутствие возможности получать информацию из информационных баз государства:

— Мы не имеем возможности в большинстве регионов проверить разрешение в автоматизированном режиме. На сегодняшний день только Московская и Ленинградская области поддерживают нас в этом вопросе, с остальными регионами пока приходится решать все проблемы в ручном режиме.

Что же ждет отрасль дальше? По мнению экспертов VIII конференции «Современное Такси. Бизнес-Прокачка» в ближайшее время в отрасли произойдет отток кадров из-за появления на рынке новой формы трудоустройства — самозанятых.

— Нас ждет окончательное переформатирование таксопарков. Раньше это было целое предприятие, которое эксплуатирует машины, — сейчас функция таксопарков уходит в сторону сдачи машин в аренду. Это приведет к выходу на рынок большого количества водителей в статусе самозанятых, — рассуждает Зарипова. — С одной стороны, это плюс, так как такие водители выйдут из тени и будут платить налоги. С другой стороны, это минус, потому что непонятно, как самозанятые будут в нашем государстве существовать. Есть такое понятие «прекариат». По сути, это фрилансеры, которые будут работать без государственной гарантии, без пенсии. Непонятно, что с ними будет в случае потери трудоспособности, выхода на пенсию.

Кроме того, в соответствии с действующими законодательными нормами, и, исходя из судебной практики, таксопарк не вправе передавать транспортные средства, на которые таксопарком оформлены разрешения, самозанятым в аренду для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Подобные договоры аренды могут быть приравнены к трудовым отношениям с соответствующими последствиями.

Еще одна тенденция рынка, которая набрала обороты в пандемию и активно развивается по сей день, — доставка. Эти услуги предлагают абсолютно все агрегаторы.

— Рынок доставки увеличился из-за пандемии, так как все сидели дома и нужно было как-то передавать вещи и лекарства. Сейчас спад спроса на услугу не намечается — это новый бизнес-юнит, который закрепился. Потребитель понял, что это удобно, — заявил Денис Давыдов.

Кроме того, участники конференции констатировали, что в мире четко обозначены глобальные экологические проблемы, которые не обойдут стороной отрасль такси.  Речь идет о развитии электромобилей. Однако пока нет ни одной модели, удовлетворяющей по всем техническим характеристикам рынок такси.

Конференция «Современное Такси. Бизнес-Прокачка» проходит в Новосибирске в 8 раз и является частью форума «Транспорт Сибири». В этом году в конференции приняли участие около 150 представителей компаний из Сибири, Урала и Центрального Федерального округа.

Юлия Данилова

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

11 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

12 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

12 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

13 часов ago