«Большая четверка» операторов единодушно возобновила продажи безлимитных тарифов — ровно также, как и отказалась от них ранее.

Слаженная работа

Первыми в августе «выбросили» на рынок свои предложения МТС и «Билайн». Однако «красный» оператор все же опередил и стал активно раскручивать свой «Тарифище», подчеркивая, что он первым закрыл свой безлимитный интернет — весной 2017 года — и первым же снова его открыл — летом 2018 года. «Билайн» догнал конкурента буквально на следующий день и в своем официальном объявлении к тарифу «Анлим» заявил, что первенство по праву должно принадлежать именно ему, а «МТС» случайно обошел их на самом финише.

Такой дата-ориентированный оператор, как «МегаФон», поступил по-своему: он не стал запускать шумных рекламных кампаний, а ввел свой безлимитный тариф тихо. Даже не тариф, а целую линейку предложений «Включайся!», предлагая их в частном порядке своим абонентам. И если у МТС и «Билайна» безлимитный интернет был скорее орудием завоевания чужой абонентской базы, то «МегаФон» действовал исключительно из соображений обороны. Поэтому первыми, кто узнал о возвращении безлимита у «зеленого» оператора, стали его собственные абоненты, лояльность которых дала трещину. Проще говоря, на поданные заявки о переходе с номером «Мегафона» к конкурентам в ответ отправлялось «персональное предложение» с одним из четырех безлимитных тарифов на выбор.

В течение следующего месяца единственным мобильным оператором, который не возвращал безлимитный тариф и не планировал этого делать, в том числе и со слов руководителей высшего звена, оставался Tele2. Но в начале октября «сломался» и он — в списке тарифов «черного» оператора появился «Мой безлимит», в котором месячный лимит трафика обозначили знаком бесконечности. Мотивы Tele2 довольно ясны — им не хотелось оставаться белой вороной, когда «у всех есть, а у нас нет». Но зачем операторы вообще начали эту кампанию по возрождению интернет-безлимита?

Выгода для операторов неочевидна

На первый взгляд, момент для возвращения в строй безлимитных тарифов операторами сотовой связи выбран максимально неудачно. Вступление в силу «пакета Яровой», предельное насыщение рынка, общее снижение покупательской способности абонентов, начало внедрения в практику 5G — все работает против удешевления и умножения передаваемых данных.

Если говорить о безлимитном интернете как о двигателе прогресса, то эти две вещи, по мнению операторов, сочетаются чуть больше, чем никак. В конце сентября в Москве «Билайн» впервые в России продемонстрировал, как может в будущем работать голографическая связь через 5G. Тогда же генеральный директор оператора Василь Лацанич (уже после выхода «Анлима») назвал безлимитный интернет врагом прогресса. В чем, спрашивается, смысл наращивать количество и скорость передачи данных, если абонент все равно будет платить за них столько же?

То же самое можно сказать и о материальной выгоде, но только на первый взгляд. В действительности, если вооружиться законами психологии, безлимит, как это ни парадоксально, может помочь заставить абонентов больше тратить, потребляя столько же.

Психологический прием

Покупая, допустим, 20 гигабайт в месяц, абонент стремится потратить их все. Если же он понимает, что 20 гигабайт ему много, он меняет тариф на более «бюджетный» — и оператор начинает получать с него меньше денег. Частично эту миграцию сдерживает такой сервис, как перенос неиспользованных остатков на следующий месяц, который предлагают некоторые операторы. Но на другой чаше весов — общий тренд на постоянное и непрерывное утяжеление пакетов интернета. Раз в несколько месяцев все операторы значительно увеличивают продаваемый в своих линейках трафик — за ту же или почти ту же цену.

В таких условиях мало кто согласится добровольно перейти на более дорогой тариф. При том что можно, при желании, «обезлимитить» самые загруженные направления вроде Facebook или Instagram за меньшую цену.

И вот тут на сцену выходит «общий» безлимит, где значительную роль играет психология потребления. Для примера можно привести аналогию предложения некоторых фастфуд-заведений, когда за фиксированную цену продается неограниченный доступ к газированным напиткам. Как показывает опыт, покупатели безлимитного количества напитков выпивают в среднем менее двух порций при возможности пить их сколько душе угодно. Но при этом потребители считают «безлимит» газированных напитков выгодной покупкой.

Тот же психологический прием срабатывает и на «абонентах-безлимитчиках». Покупая тариф, аналогичный по цене пакетам в 30-50 гигабайт, он может тратить всего 10 гигабайт и иметь в качестве довеска возможность потратить 100, 200 и вообще сколько угодно, если потребуется. А если нет — не беда, хватит и десяти. Купить десятигигабайтный пакет вдвое дешевле — нет, а вдруг мне понадобится больше? Доплачивать потом? Тоже нет, давайте лучше сразу безлимит, вдруг понадобится.

Ну а если в забегаловку вдруг зайдет человек с канистрой для кока-колы — владелец учел и это. У оператора способов обрезать крылья заядлому «качальщику», даже в условиях действующего сетевого нейтралитета, существует великое множество. Например, ограничить использование «безлимитных» симок одним гаджетом, а не USB-модемами. Или отключить поддержку p2p протоколов (то есть торрентов), ввести ограничения на работе в «режиме модема». В конце концов просто плавно снижать скорость тем, кто накачает в течение месяца слишком много (такие непубличные инструкции уже не раз утекали в Сеть). А если операторам еще разрешат самостоятельно определять приоритетность того или иного трафика (с внедрением 5G в практику этот вопрос обязательно поднимется), возможностей открывается еще больше.

Получается, что безлимитный мобильный интернет — это не просто рекламная акция, это вполне осознанный и выверенный шаг, от которого сами операторы останутся в немалом плюсе. И эти тарифы, вполне может быть, перейдут и в следующее поколение сетей связи. Пусть и с ограничениями на доступ к файловым архивам.

Какие безлимитные тарифы сегодня предлагает «большая четверка»:

Тариф и оператор Цена (руб./мес.) Пакеты услуг Бонусы Ценообразование
«Тарифище» (МТС) 650-1550 500 минут, 500 СМС Конструктор с возможностью нарастить пакеты СМС и минут до 3000
«Анлим» («Билайн») 450-540 500 минут «красивый» номер в подарок при подключении Фиксированная цена (+90 рублей за HD-видео на максимальной скорости)
«Включайся!» («МегаФон») 450-540 от 1000 минут Различные, в зависимости от конкретного тарифа Линейка из 4 разных тарифов с фиксированной ценой
«Мой безлимит» (Tele2) 450 500 минут, 50 СМС Фиксированная цена

Евгений Стрелецкий

Фото: Мария Лисица

 

 

tkrasnova

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

14 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

15 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

15 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

16 часов ago