Новосибирцы стали чаще жаловаться на навязанные финансовые услуги

За 1 полугодие 2023 года в Банк России поступило 125 жалоб от новосибирцев на навязанные финансовые услуги, на 6 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Судя по жалобам, менеджеры финансовых организаций либо настаивали на обязательной покупке дополнительных услуг к основному продукту, либо платные опции были включены в договор по умолчанию.

— Последняя ситуация характерна в основном для онлайн-сервисов, когда сделка заключается через приложение финансовой компании или на ее сайте. Такая практика недопустима, так как законом четко определено — клиент сам должен выразить согласие на покупку любой дополнительной услуги, знать ее стоимость и условия, — подчеркивают в пресс-службе Сибирского ГУ ЦБ.

В каждой второй жалобе речь шла про навязывание в банках. Однако доля таких обращений снизилась с 70% в первом полугодии 2022 года до 55% в текущем периоде. Новосибирцы сталкивались с навязыванием, когда оформляли потребительские кредиты, автокредиты или ипотеку, получали банковские карты, открывали вклады или расчетные счета. В дополнение к основному договору чаще всего шли платные страховки, но могли быть и другие услуги — телемедицина, юридические консультации и даже советы опытных водителей.

Кроме того, за первое полугодие 2023 года новосибирцы также направили в Банк России 30 обращений с жалобами на навязывание при оформлении микрозаймов и 26 — при покупке страховок.

—  В большинстве случаев от навязанных услуг и страховок можно отказаться. Если вам вместе с кредитом или займом продали целую «корзину» дополнительных опций, которые вам не нужны, воспользуйтесь периодом охлаждения. В этот период можно подать заявление об отказе от лишних сервисов, и вам обязаны вернуть за них деньги. Сейчас это 14 дней, но с января 2024 года это уже будет месяц. Кроме того, кредиторы будут обязаны на следующий день оповещать клиентов, какие именно услуги они оформили вместе с займом и сколько у них есть времени, чтобы от них отказаться. Все эти меры в конечном счете сделают навязывание бесполезной затеей, — рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

При этом она отметила, что некоторые страховки могут повлиять на стоимость заемных денег. Поэтому отказ от них приведет к увеличению ставки по кредиту — это законно. При этом банки обязаны предоставлять варианты кредитных программ как со страховкой, так и без неё. Большинство дополнительных сервисов — подключение к онлайн-кинотеатру, услуги юриста, теледоктора и т.п. — не делают человека более надежным заемщиком, поэтому отказ от них не может сделать кредит или заем более дорогим.

Для сравнения, в целом по Сибири по итогам первого полугодия поступило 642 жалобы на навязывание финансовых услуг, годом ранее — 626 жалоб. Из них 328 на банки (385), 217 на микрофинансовые организации (131), 97 на страховые компании (109).

Ранее редакция рассказывала о том, какие «подводные камни» скрывают сотовые операторы.

Юлия Данилова

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

22 минуты ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

1 час ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

2 часа ago

Фишинг, фейковые магазины и розыгрыши: как мошенники используют новогоднюю суету

Эксперты предупреждают о распространенных схемах и дают рекомендации по обеспечению безопасности денежных средств

2 часа ago