Продажи — рынок соискателей

— Сегодня на рынке труда России мы видим серьезный рост количества вакансий — +33%, то есть работодатели активно ищут сотрудников. Но соискателей, которые размещают свои резюме, значительно меньше. В среднем на рынке в Сибири размещены пять-шесть резюме на одну вакансию. Отсюда можно сделать вывод, что рынок сегодня не очень комфортен для работодателя, — констатировала, выступая на конференции «КУБ» в Новосибирске, директор Head Hunter Сибирь Екатерина Дегтярева.

Мало того, по ее словам, в ряде отраслей и сегментов наблюдается настоящий кадровый голод. Например, в отделах продаж.

— Заходя на любой сайт по подбору персонала, мы видим, что вакансии продаж стоят на первом месте среди всех вакансий, опубликованных на сайте. Доля вакансий в сфере продаж в Новосибирской области составляет 23% от общего количества вакансий, а в России — 24%. Количество вакансий для специалистов продаж в I первом квартале 2021 года выросло на 62%, по сравнению с 2020 годом. Годом ранее в аналогичном периоде рост составлял 5%, — поясняет Дегтярева. — Наибольшее количество рабочих мест для специалистов сферы продаж создают компании из отрасли «розничная торговля».

Почему дефицит?

Почему соискатели сегодня неохотно рассматривают вакансии в сфере «продажи».

— Прежде всего — это низкие зарплаты. «Продажи» находятся на третьем месте в рейтинге неудовлетворенности зарплатами после «образование и наука» и «массмедиа и искусство». 64% сотрудников из этой сферы заявили, что в 2021 году ждут повышения зарплат.

Низкий статус профессии. К сожалению, в России складывается такая тенденция, что работать менеджером по продажам непрестижно. По данным антирейтинга Head Hunter, продажник занимает второе место после уборщика и дворника.

Отсутствие оперативного ответа соискателю от работодателя. Работодатели не спешат созваниваться с соискателем, направившим им резюме.

— Руководители четко не могут сформулировать, чего хотят от будущих специалистов. Размытые требования отпугивают соискателей или, напротив, привлекают к вакансиям людей с непрофильными навыками.

Миграционные настроения. Исходя из запросов на сайте Head Hunter, первую позицию в системе сегодня занимает «начало карьеры», в большинстве случаев это студенты и люди, которые решили переквалифицироваться. При этом молодых специалистов в возрасте 18-25 лет не интересует профессия менеджера по продажам. По оценке экспертов Head Hunter, такая тенденция будет сохранятся на протяжении 3-5 лет.

Дело в том, что за последние 10 лет возраст потенциальных соискателей снизился, а молодежь очень мобильна и легко перемещается в другие регионы. В результате на сегодняшний день Сибирь занимает лидирующие позиции в России по миграции населения. Что так же приводит к дефициту на рынке кадров.

Варианты решения проблемы

Во время пандемии большинство компаний «по принуждению» работали «на удаленке». До этого большинство фирм не воспринимало всерьез дистанционную организацию рабочего процесса.

— Пандемия показала, что «на удаленке» работать удобно, и большая часть работодателей смогла расширить границы поиска сотрудников. Сегодня многие компании начинают искать сотрудников в отделы продаж не только в Новосибирске, но и в районах области. Это интересно и самим соискателям, — констатирует Екатерина Дегтярева. — По нашим прогнозам, по итогам апреля это приведет к приросту вакансий в профессиональной сфере «продажи» в Новосибирской области на 95%.

Опытом решения проблемы кадрового голода и формирования отделов продаж на конференции «КУБ» поделились и представители новосибирского бизнеса.

— Чтобы закрыть вакансию менеджера по продажам мы используем технологию каскадирования цели: благодаря этому процессу можно сразу увидеть портрет кандидата и портрет менеджера по продажам, — пояснила руководитель отдела персонала в компании ООО «Сибирский Банный Чан» Наталья Андропова. — Обязательно нужно описать бизнес-процессы, которые выполняет сотрудник, чтобы достичь нужного результата, прописать цели компании, ради которых ведется эта работа. В результате будет понятен тип сотрудника, необходимого нам: это может быть менеджер активных продаж для работы «в полях» или менеджер на входящем трафике.

По ее словам, на основе этого функционала можно составить четкое описание вакансии и проанализировать рынок труда.

— Избитый вопрос к HR, который часто мне задают: что важнее — профессиональные компетенции или личные качества. Идеальная картина бывает не всегда, а если принимать во внимание кадровый голод на рынке, то лично я рекомендую обращать внимание на личные качества, так как рабочим процессам соискателя всегда можно обучить, — говорит Андропова.

Эксперт также рекомендует при выборе специалиста моделировать определенные ситуации, чтобы понять возможности и потенциал продажника.

— Я использую в своей практике case-интервью. Оно помогает рекрутеру проанализировать поведение кандидата в конкретной ситуации, проверить его способность применять на практике теоритические знания и навыки, приблизить слова к реальным действиям, — добавила она.

Примеры case-вопросов: 

— Приведите пример ситуации из своей практики, когда у вас возникали сложности?

— Приведите пример из практики, когда вы были довольны результатом своей работы?

Руководитель группы продаж 2GIS Артем Ширяев уверен: чтобы новый менеджер продаж как можно скорее стал эффективным сотрудником и начал приносить желаемый результат команде и компании, ему необходимо пройти несколько этапов адаптации.

— У нас в компании существует вводный день. Будущий сотрудник узнает о миссии организации и основных направлениях деятельности компании, ему проводят экскурсию. Следующий этап — теоретическое обучение: каждый сотрудник должен знать тонкости продукта, который он продает, этому его учат менеджеры из разных отделов. Далее в обучении сотрудника осуществляется знакомство с чек-листом продаж, — перечисляет Артем Ширяев. — Кроме того, каждый сотрудник 2GIS самостоятельно пишет себе скрипт для общения с потенциальными клиентами. После удачного похождения вводного обучения для подготовки сотрудников существует итоговый тест по продукту и ролевая игра, где новичок демонстрирует свои знания о продукте в процессе продажи.

Также, по словам Ширяева, в 2GIS существует мотивационная модель, в нее входит постановка целей по развитию и составление плана.

Конференция «КУБ» проходит в Новосибирске уже в четвертый раз. В этом году в ней приняли участие более 100 сибирских предпринимателей. В числе спикеров и экспертов мероприятия — топ-менеджеры ведущих компаний Сибири. Организатором мероприятия выступила компания «ИнфоСофт»  .

Подробнее о конференции на сайте .

Марина Санькова

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

3 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

18 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

19 часов ago