Все по минимуму

— В Новосибирской области большой проблемой является вопрос по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Он возник после закрытия в апреле 2020 года Новосибирского автовокзала, который был расположен на Красном проспекте. Полноценной замены этому объекту транспортной инфраструктуры в городе нет, — сообщил, выступая на совместном совещании представителей власти и перевозчиков, организованном региональным отделением «ОПОРА РОССИИ», начальник отдела автодорожного надзора по Новосибирской области Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Николай Семенов.

Он отметил, что основным пунктом, с которого сегодня в городе отправляется и в который пребывает наибольшее количество пассажиров, следующих маршрутами межрегионального и межмуниципального сообщения, является диспетчерско-кассовый пункт, расположенный в районе площади Гарина-Михайловского около железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Сегодня с этой точки автобусы отправляются с интервалом в 10 минут, а в одно и то же время могут выходить на маршрут сразу несколько машин. Ситуацию осложняет тот факт, что вплотную к остановочному пункту прилегает остановка автобусов, следующих городскими маршрутами, а на второй полосе движения постоянно паркуются легковые автомобили — в нарушение требований дорожного знака «Проезд запрещен».

Действующее федеральное законодательство не запрещает использовать остановочные пункты по межрегиональным и межмуниципальным маршрутам, которые расположены не на территории автовокзала или автостанции, при условий принятия соответствующего нормативного документа на уровне субъекта федерации. Остановочный пункт «Вокзал Новосибирск-Главный» включен в реестр утвержденных правительством региона основных остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных или конечных точек маршрутов, — говорит Николай Семенов. — Однако данный остановочный пункт не соответствует минимальным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.

Новый автовокзал начнет работать 21 декабря

В частности, по его словам, на остановочном пункте нет полноценного зала ожидания и перронов, нормального туалета, требования транспортной безопасности для него не являются обязательными, не соблюдаются и не выполняются. В период пандемии люди могут ожидать автобуса либо в переполненном кассовом зале, где нет возможности соблюдать социальную дистанцию, либо на улице в любую погоду. Семенов напомнил: пассажиры следуют межрегиональными и межмуниципальными маршрутами, что может привести к распространению заболеваемости. Ежегодно с остановочного пункта отправляются более 250 автобусов только по межрегиональным маршрутам, плюс межмуниципальные.

— Судя по жалобам, которые поступают к нам и размещаются в соцсетях, люди не хотят ехать на другой конец города (На автовокзал на Гусинобродском шоссе. — Ред.), чтобы удлинять путь по пробкам через весь Новосибирск, — говорит Николай Семенов. — Возможное решение проблемы: обустройство в районе вокзала Новосибирск-Главный хотя бы автостанции для отправления автобусов, следующих межрегиональными и межмуниципальными маршрутами. Предлагаю Минтрансу региона рассмотреть такую возможность.

Недобросовестная конкуренция

Еще одна проблема, которую обозначил представитель Ространснадзора, — нарушение рядом перевозчиков требований 220-ФЗ об организации регулярных перевозок. После закрытия автовокзала на Красном проспекте многие компании и ИП работают без свидетельств и карт маршрутов регулярных перевозок.

— Сложность переоформления этих документов заключается в том, что большинство перевозчиков планируют включить в карты и главный маршрут следования вокзал Новосибирск-Главный, однако инфраструктура этого пункта крайне перегружена и соблюсти необходимый интервал отправления/прибытия автобуса не всегда возможно. Именно поэтому перевозчики сознательно идут на нарушение 220-ФЗ, — говорит Семенов.

Самый распространенный вариант нарушения — когда перевозчики, не имея карт маршрута, маскируются под заказные перевозки, фактически осуществляя регулярные. В ряде случаев в маршрутные карты включен закрытый автовокзал, а посадка/высадка осуществляется на вокзале Новосибирск-Главный. За такие нарушения, по данным Росттранснадзора, 5 раз привлекалось муниципальное предприятие ПАТП-4 — общая сумма штрафов более 1 млн рублей, дважды оштрафовано ООО «Стратег» по 150 тысяч рублей, дважды — ООО «НСК авто», штрафы 150 и  300 тысяч рублей, по одному разу — ООО «Сибавто» и ИП Лавриненко — по 150 тысяч рублей. Все постановления перевозчики пытались обжаловать в судебных органах, но даже в кассационной инстанции они были оставлены в силе. Семенов подчеркнул, что после привлечения перевозчиков к административной ответственности «НСК Авто» и «Сибавто» полностью ушли с маршрутов, по которым у них нет карт, ИП Лавриненко и «Стартег» получили карты и стали осуществлять перевозки на законных основания.

Что касается муниципального предприятия, то оно продолжает нарушать требования законодательства, осуществляет нелегальные перевозки и подает пример ненадлежащего поведения другим перевозчикам. На сегодняшний день ПАТП-4 получило карты маршрутов только на 2 межрегиональных направления: Белокуриха – Обь 2 и Новосибирск – Кемерово, а фактически осуществляет перевозки Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк, Новосибирск – Горно-Алтайск, — подчеркнул Семенов. — Это не только нарушение законодательства о регулярных перевозках, но и постоянное нарушение правил дорожного движения РФ, так как на остановочном пункте в районе Гарина-Михайловского разрешена остановка только транспортных средств, движущихся по установленным маршрутам.

Он отметил, что Ространснадзор дважды обращался к учредителю ПАТП-4 —департаменту транспорта мэрии (в июне и ноябре 2021 года) с просьбой помочь предприятию оформить маршрутные карты и пресечь осуществление нелегальных перевозок.

Кстати, в этом году в ходе проверок уже выявлены 13 маршрутов, сведения о которых не включены в маршруты региональных перевозок. По всем будут приняты меры.

И.о. начальника Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Жиглов добавил, что ситуация на остановочном пункте около вокзала Новосибирск-Главный приводит к тому, что интервалы между отправлениями разных перевозчиков не соблюдаются, некоторые автобусов вынуждены отправляться полупустыми.

— К примеру, деятельность ПАТП-4 оформляется как заказная перевозка, а по факту отправления он идет по тем же маршрутам, что и региональные перевозки, включенные в расписание, и забирает пассажиров у тех, кто получил и правильно оформил маршрутные карты, — говорит Жиглов.

Во время пандемии рынок дальних автобусных перевозок в регионе рухнул на 80%

Он рекомендовал обратиться в антимонопольную службу, с просьбой повнимательнее посмотреть на эту ситуацию, так как продажа билетов на маршруты, которые не включены в реестр, — это действия по ограничению конкуренции со стороны владельцев остановочных пунктов.

— Полагаем, что деятельность ООО «Автовокзал-Главный» и ООО «Автобилеты» по продаже билетов на заказные перевозки — на автобусы в маршрутах, где не учтены данные остановочные пункты, является прямым нарушением добросовестной конкуренции на рынке транспортных услуг, — заявил Николай Семенов.

Напомним, ООО «Автовокзал-Главный» развивающая новый городской автовокзал на Гусинобродском шоссе, ранее управляла автовокзалом на Красном проспекте.

В ответ вице-спикер регионального парламента Новосибирской области, директор ПАТП-5 Валерий Ильенко («Единая Россия») предостерег сибирское управление Ространснадзора.

— Похвально, что выступающий, как житель Новосибирска, переживает, но я бы предостерег в одностороннем порядке судить ситуацию в городе на рынке автовокзалов. А это просматривается в докладе, — отметил Ильенко. — Не мы определяли месторасположение автовокзала и его перспективы, которые определил город. Там больше идет разбирательство между двух автовокзалов, существующих на железнодорожном вокзале. Здесь просматривается одна сторона. Это мое пожелание.

Руководитель Новосибирского реготделения «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Салов в ответ на вопрос Infopro54 сообщил, что ему ничего не известно ни о каком конфликте в отрасли автовокзалов, а вот о проблемах, с которыми сталкиваются все участники отрасли, — вполне. Это тарифы, административные барьеры, сложности с аттестацией и обучением водителей, обновлением подвижного состава и не полностью выполненными требованиями к автовокзалам.

— Лично мне, как пассажиру, к примеру, очень хочется поинтересоваться у мэрии Новосибирска: а вы что, серьезно считаете, что городу достаточно двух автовокзалов? — говорит Игорь Салов. — На Гусинке сейчас создан прекрасный современный автовокзал, стихийный сформировался на остановочном пункте у Новосибирска-Главного. И к тому, и к другому есть вопросы, и их необходимо решать. Не нужно искать того, чего нет. В первую очередь нужно решать проблемы, которые четко обозначены.

Напомним, в 2020 году в интервью Infopro54 председатель совета директоров и собственник ООО «Автовокзал-Главный» (Оператор новосибирского автовокзала) Андрей Гудовский (В 2020 году избран в горсовет Новосибирска —– Ред.) рассказывал, что добросовестные участники рынка во время пандемии испытывали особенно сильное давление со стороны нелегалов. В частности, он отмечал, что нелегалы создали серый автовокзал «Речник» в бизнес-центре на Речном вокзале. Он также сообщал, что компания передавала контролирующим органам информацию о нелегальных перевозчиках, но серьезные решения не принимались.

В 2021 году Ространснадзор при проведении постоянных рейдов проверил 167 автобусов, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам. Составлены 64 протокола о правонарушениях. Самое серьезное — осуществление перевозок без карт маршрутов. Такие нарушения выявлены не только у новосибирских перевозчиков, но и предпринимателей из Кемеровской, Томской областей, а также Алтайского края.

Юлия Данилова

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

10 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

11 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

11 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

11 часов ago