Москворецкий остров, занятый эффектными багровыми корпусами фабрики «Красный Октябрь», — мастер-модель джентрификации для всей остальной России. Джентрификация — это такой особый «субжанр» редевелопмента, легко опознаваемый по объектной базе. Предмет джентрификации — промышленные и инфраструктурные здания 1870-1900-х, а сюжет — превращение брутальной старинной «промки» во что-нибудь подчеркнуто модное, молодежное и гедонистичное — в выставочные залы, модные галереи, ресторанные комплексы «фри-флоу».

Не только для смузи!

Джентрификация — процесс, милый сердцу хипстеров, но круг ее симпатизантов одними лишь юношами в мохнатых бородищах не исчерпывается. Джентрификация — процесс, благотворный, прежде всего, для самих городов. Зачастую, это единственный внятный способ уберечь бывшие промзоны от тлена и распада, вернуть их в функциональное поле города. А если повезет, функционал их будет даже круче, чем в бытность промышленными территориями.

Московский опыт с фабрикой «Красный Октябрь» в России числится не просто главным удачным примером, а, можно сказать, титульным образцом явления.

Новосибирску тоже есть где проявить себя на ниве джентрификации — от новониколаевских времен ему досталась старинная промзона, контурированная двумя стыкующимися улицами — Фабричной и Владимировской.

Первой ласточкой стал лофт «Мельница» на Фабричной, а потом и сама джентрификация как зримый процесс сконцентрировалась на этой улице. Конечно, не все на этой ниве гладко и динамично, но к 2020-му Фабричная уже вполне выглядит нашей местной хипста-милей, лофт-районом с отчетливым флером «крафтовости и ламповости».

А сейчас, осенью 2020-го, в джентрификацию вовлечена вторая контурная улица старейшей новосибирской промзоны — Владимировская.

Сигнальным событием процесса стал перезапуск одного из старейших зданий Владимировской — большого деревянного особняка под номером 10.

Новая роль и новый образ десятого дома — многофункциональное пространство «Арт Усадьба». В Европе и федеральных столицах этот формат именуется «art space» или «social space» — оба наименования равнозначны, ибо функционал таких атмосферных местечек широк: и для арт-жизни, и для креативного малого бизнеса, и для концептуальных тусовок, призванных взрывать соцсети wow-рефлексией.

Двухэтажное деревянное здание под десятым номером очень атмосферное, и с «ламповостью» у него все в порядке. В пору, когда вся городская жизнь концентрировалась у реки и еще не переместилась на ось Николаевского проспекта, до постройки школ «крячковской дюжины» этот дом был  самой большой школой Новониколаевска. Здесь же была и первая в городе взрослая школа — формат, который в советское время стал называться «школами рабочей молодежи», а до революции имел еще и клубный функционал.

Шарм деревянного

Дому №10 в новосибирскую пору жилось по-разному, но все же неплохо. Отчасти и из-за периферийности расположения (массированная урбанизация 1930-70-х в этот района добралась с трудом — выдохлась, запнулась об железнодорожную вязь). А еще — из-за эффектного вида. У новосибирцев ведь к деревянной застройке отношение дискуссионное: одних печалит, что ее в городе недостаточно для состязания с Томском и Иркутском, других, напротив, деревянные постройки раздражают, отождествляясь с провинциальностью, с избыточной сибиринкой-кондовинкой.

Так вот, здание на Владимировской способно смягчить даже хейтеров: оно не укладывается в их любимо-ненавистный стереотип «презренной деревяшки» — для своего материала оно весьма монументально, с подчеркнуто городскими пропорциями, без всякого сходства с избами. И оно даже обладает этаким нездешним шармом: по архитектурной деталировке и декору оно ближе к деревянной застройке латышских, эстонских, шведских и финских городов. Балто-скандинавская архитектурная практика тех лет деревянным зданиям давала те же пропорции, что и каменным, а деко-фактором в ней служила не столько узорчатая резьба (как в Сибири и Центральной России), сколь четкие цветовые контрасты.

Простая и внушительна нордичность этого дома оказалась очень близка лофт-эстетике. У нее ведь постулаты тоже очень похожие: сольная партия у недекорированных строительных материалов, симпатия к состарившейся или искусственно состаренной древесине, жесткие контрасты колеров и текстур.

В общем, после реставрации дом вошел в этот контекст словно нож в масло — будто и рождался в свое время для принадлежности к лофт-стилю. При этом адаптация под новые функции, как подчеркивают хозяева «Арт Усадьбы», была максимально бережной — без соблазна «примоднить» интерьеры и экстерьер.

— Например, заменяя старые, рассохшиеся рамы, мы не пошли на вариант «стеклопакет, стилизованный под старинную расстекловку» — поясняет арт-директор «Арт Усадьбы» Николай Алмас. — Мы воспроизвели окна именно в дереве — филенчатые рамы с той же геометрией, что была изначально. Классические двойные рамы. Да, стеклопакеты, возможно, выигрывают в утилитарности, но их ненатуральность все равно бросается в глаза, придает старым зданиям муляжность. В интерьерах мы тоже постарались не потревожить историю — не использовали в антураже никакого кричащего модернизма. Просто функциональная нейтральность. Не скупая, конечно, а достаточно продуманная. Это ведь творческое пространство, и предметная среда должна быть стимулирующей и свойской. Современность — в простых цветовых решениях. Серый и черный графит, белый, оливково-горчичный, акценты освещением.

Как отметила основатель и руководитель проекта «Арт Усадьба» Ирина Богирова, календарно месту год, а функционально, пожалуй, шесть месяцев.

— Над проектом — от замысла до воплощения — мы работали четыре года, — вспоминает Ирина. — И вечеринка 7 октября — это, так сказать, выход в высокий функционал. Большая часть стартового года ушла на оттачивание концепта, зато сейчас мы представляем это место в максимальной готовности.

Адресаты вечеринки — представители ивент-бизнеса, люди искусства, фотографы, веддинг-продюсеры (организаторы эффектных свадебных церемоний с медийным потенциалом). Это и есть целевая аудитория лофт-пространств — сообщество, которое испытывает потребность в вариативном выборе. Например, для фотографов очень важны и ценны незасмотренные локации для фотосессий. Такие, чтобы потом полгорода не восклицало «О, знаю, это там-то снималось!».

— Потому свои фотозоны мы именно так и продумали, — объясняет Ирина Богирова. — Чтобы они достаточно легко поддавались преображению за счет реквизита, антуража.

Тут нужен драйвер!

Здание строилось как школа, и, по словам Ирины Богировой, изначальное школьное зонирование и для арт-пространства оказалось очень удобным — планировочная «хирургия» при адаптации здания практически не применялась. У особняка есть своя территория, к лету 2021-го будет создаваться велком-зона и ландшафтный дизайн: веранда, зеленая комната.

Ядром пространства, по словам создателей, стал частный драматический театр на 70 зрителей. Сцена невелика по метражу — 4 на 5 метров, но с профессиональным светом и звуковым оборудованием, с гримеркой. Другие компоненты — зал с балетным линолеумом, залы для фотосессий, лекторий (для тематических встреч и мастер-классов) на 50 человек. Холл первого этажа — с функционалом выставочного зала и танцпола. Плюс небольшое кафе.

— Наличие собственного театра — это надежный способ создать постоянный темпоритм для места, — рассуждает Николай Алмас. — Те ивент-спейсы, которые полагаются только на приглашенные мероприятия, неизбежно сталкиваются с проблемой простоя — с днями без событий, с днями, когда в их стенах ничего не происходит. Мы против этой проблемы, надеюсь, нашли хорошую «вакцину» — думаю, дней без событий тут не будет, тут всегда будет движуха, аттрактивы. У такого проекта, в принципе, должен быть собственный драйвер. Для нас таким драйвером и стал театр. Театральной составляющей занимается Ирина Богирова. Она человек из театральной среды, она в теме, у нее есть свой моноспектакль, потребности людей сцены она знает наглядно, потому смогла привлечь актеров разных театров — они на нашей сцене получают еще одно пространство самореализации. Тем более что до насыщения арт-площадками Новосибирску еще очень далеко.

Локацию своего проекта создатели «Арт Усадьбы» оценивают как непростую, но интересную, с долгоиграющей перспективой.

— Этот район «за железкой», несмотря на формальную географическую близость к центру, долго оставался ноль-пространством, — констатирует Николай Алмас — Он был такой периферией на виду — и рядом с центром, и вдали от всего. Квадрат «Владимировская/Фабричная» — это вообще в некотором смысле район-парадокс — колыбель города, но вне жизни города нынешнего. Промышленный функционал у района был, а вот культурно-социального не появилось до недавнего времени. Началось все с джентрификации улицы Фабричной, там уже немало наработок по этой части, а сейчас и мы включились в этот процесс.

О соперничестве с теми, кто джентрифицирует улицу Фабричную, и Ирина Богирова, и Николай Алмас говорят спокойно — соперничества тут по большому счету не ожидается

— Не думаю, что стоит говорить о конкурентной борьбе двух этих улиц, — резюмирует Николай Алмас. — Это не улицы-соперницы, а компоненты единого арт-периметра. Думаю, логичнее говорить о синергии: если динамика будет хорошей, здоровой, то связка «Фабричная-Владимировская» может составить единый бренд лофт-культуры, арт-район с уникальной аурой и ритмом.

Фото предоставлено инициаторами проекта

tkrasnova

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

10 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

11 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

11 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

12 часов ago