Краевед назвала пять мест в Новосибирске, где видны старые булыжные мостовые

В Новосибирске ежегодно обнажаются старые булыжные мостовые. Для городских властей и дорожников это факт, скорее всего, неприятный, он указывает на то, что асфальтобетон снова не выдержал. А вот краеведам и любителям пеших экскурсий такие открытия (во всех смыслах этого слова) нравятся. Infopro54 попросил эксперта рассказать, где в этом году видны следы далекого прошлого, в котором городские улицы мостили камнем.

Первые булыжные мостовые, согласно данным историков, появились в Новониколаевске в 1909 году. Улицы мостили камнем до начала 30-х годов прошлого века, и за указанный период вымощены были километры городских дорог. Например, булыжные мостовые были на нынешних улицах Большевистской, Владимировской, Ленина, Спартака, Красном проспекте и других. Переход на новые технологии дорожного строительства привел к тому, что со временем заасфальтировали все мощеные улицы. Но булыжник гораздо долговечней асфальта, и потому его можно увидеть, когда новое покрытие разрушается.

— Участки булыжных мостовых появляются на время. Потом их снова закатывают в асфальт. В этом году они показались как минимум в пяти местах. Во-первых, это диагональный проезд возле университета водного транспорта (СГУВТ). Там периодически открывается довольно большой участок мостовой. На днях там была замечена дорожная техника, возможно, что скоро положат новый асфальт. Второе место — улица Ногина, там рядом с домом №10 видно большой участок, вымощенный камнем. Еще можно заглянуть на Пристанский переулок, там на проезде к дому №5д была видна каменная мостовая. Четвертое место — поворот улицы Советской к Спартаковскому мосту, там мостовая выходит по весне, но ее, как правило, закатывают. И пятое место — Военный городок,  дорога рядом с домом 770/1, — рассказала Infopro54 краевед, экскурсовод Наталья Липатникова.

На фотографии, которая иллюстрирует этот материал, фрагмент булыжной мостовой на улице Ногина, которая до 1924 года называлась Нобелевской. Она относится к той части города, где начиналась история его промышленности. Здесь остается много старых домов, и потому булыжные мостовые выглядят уместно.

Историки и краеведы уже не раз предлагали властям освободить от асфальта большой участок на одной из старых улиц, чтобы вековые булыжники были хорошо видны и вместе с памятниками архитектуры рассказывали историю города. Но эта идея пока поддержки не получила.

Ранее редакция рассказывала, что госинспекция по охране объектов культурного наследия отказалась признавать памятником старый спиртзавод.

 

Мария Гарифулина

Recent Posts

В Госдуме назвали размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2026 году

Также стала известна новая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента

19 часов ago

Мобильные бомбоубежища могут появиться в Новосибирской области

Вопрос о необходимости их создания в регионах страны подняло правительство РФ.

19 часов ago

Рекордно короткая рабочая неделя ждет россиян в конце декабря

Большинству жителей региона предстоит поработать только 29 и 30 числа

19 часов ago