Среди множества проблем, с которыми в это непростое время сталкивается наша страна, особое место занимает проблема домашнего насилия. Это действительно очень острая и важная проблема, о которой почему-то у нас стесняются говорить, в том числе и сами жертвы такого насилия. Хотя общественная огласка и всестороннее обсуждение — это сегодня чуть ли не единственный эффективный способ бороться с этим злом.
Уже долгие годы в России, в том числе на самом высоком уровне, активно обсуждается необходимость принятия специального закона для борьбы с домашним насилием. Насколько известно, в Госдуму даже вносились различные законопроекты, но до принятия итогового документа дело так и не дошло, хотя, по моему мнению, это очень полезная и нужная, давно назревшая мера. Очевидно, что проблема домашнего насилия в нашем обществе стоит очень остро, и так или иначе её надо решать. Ведь нельзя мириться с тем, что жизнь большого количества женщин и детей по всей России превращается в ежедневный ад.
Этот закон призван защитить людей, попавших в беду. Людей, для которых собственный дом стал тюрьмой, а семья — институтом пытки. Наверное, всем очевидно, что существующий сейчас механизм защиты жертв домашнего насилия несовершенен и требует улучшения. Ведь сейчас дела по такого рода преступлениям заводятся только по заявлению потерпевших, которые, в свою очередь, часто не заявляют о случившемся или вскоре отказываются от заявления. Мужчины-агрессоры физически и морально пытают своих жён и детей, используют запугивание и шантаж, над жертвами постоянно висит угроза физической расправы. При этом агрессору даже необязательно всё время бить жену и детей. Как известно, угроза зачастую бывает страшнее её исполнения. Деморализованные жертвы просто утрачивают веру в возможность борьбы, и в итоге чаще всего или вовсе не заявляют в полицию, или забирают заявления, в дальнейшем уже не обращаясь к правоохранительным органам. По статистике, только порядка половины подаваемых в полицию заявлений регистрируется и доходит до какого-то предметного рассмотрения. И только половина женщин, столкнувшихся с насилием и обратившихся в полицию, довольна работой правоохранительных органов. Если же дело и доходит до суда, то он часто назначает домашним тиранам денежный штраф, который уплачивается из семейного бюджета. Бывают и случаи, когда сотрудники полиции отказываются приезжать на такие вызовы, что отчасти объясняется и их большой загруженностью, и тем, что, как правило, подобные вызовы не приводят ни к каким последствиям. В общем, в таких обстоятельствах обращаться за помощью закона действительно не имеет большого смысла.
Ситуация с домашним насилием в России отнюдь не самая радужная. И это ещё мягко выражаясь — на самом деле она просто плачевная. По опросам, порядка четверти россиян так или иначе сталкивались с этой проблемой. При этом, как отмечают специалисты, подобные преступления имеют довольно высокий уровень латентности, в массе своей не доходя ни до правоохранительных органов, ни до широкой общественности. Женщины и несовершеннолетние девочки, подвергшиеся физическому или сексуальному насилию, могут годами молчать о случившемся. Насильниками, как правило, являются отчимы и сожители матерей, а рукоприкладством вовсю занимаются и законные, с виду вполне благопристойные мужья, в арсенале которых, к слову, кроме чисто физического насилия присутствует и психологический, моральный террор.
Из других печальных цифр я бы выделил, например, следующие: 16% взрослых россиян сталкивались с домашним насилием в детстве, 60% уголовно наказуемых деяний в отношении детей в России происходит в семьях, 35% женщин хоть раз в жизни сталкивались с физическим насилием со стороны партнёра, около 40% убийств женщин совершают их партнёры-мужчины.
Иногда, и, что неудивительно, в основном от представителей сильного пола, можно услышать, что, мол, не стоит излишне демонизировать мужчин, и что они также подвергаются домашнему насилию со стороны женщин. При этом приводится статистика, согласно которой более 20% пострадавших от домашнего насилия — мужчины. Также говорится о том, что женщина своим «неправильным» поведением сами провоцируют ответную агрессию со стороны мужчин. Что на это можно сказать? Да, действительно, иногда в роли агрессора выступают и женщины, причём точное количество таких случаев установить трудно, т.к. мужчины, понятное дело, намного меньше женщин склонны жаловаться в подобных ситуациях: их обращения составляют ничтожную долю звонков на «горячие» линию. В специальные психологические центры или полицию они тоже по таким поводам особо не обращаются. Но есть и другая статистика, которая говорит о том, что подавляющее большинство насильственных преступлений, в том числе в семье, совершается мужчинами. Это непреложный факт.
Большинство россиян — порядка 70% — убеждено, что нам необходим специальный закон против домашнего насилия. Но у этого закона, что для меня весьма странно, хватает и противников, и их аргументы, довольно условно, я бы разбил на две группы.
Конечно, следование традициям — вещь хорошая. Но не всегда. Скажем, «Домострой» — тоже наша традиция. Можно, в принципе, вернуться и к нему. А в «Домострое», если кто не знает, жена именовалась «принадлежащим мужу живым имуществом», и там же довольно подробно описывалось, как правильно бить жену, дабы не сильно повредить это самое «имущество». Хотим ли мы возвращения к таким традициям? Думаю, что нет.
Это в значительной степени так. Европа слишком сильно накренилась в сторону уже набившей оскомину толерантности, тамошний институт семьи переживает мучительные трансформации, а рождаемость стремительно катится под гору. Но ведь никто и не говорит, что нам нужно заимствовать с Запада всё без разбора, в том числе в социальной сфере. Здесь можно вспомнить пушкинское «Что нужно Лондону, то рано для Москвы». В то же время, если на Западе возникает какая-то хорошая идея, почему мы не можем её взять на вооружение? Естественно, с адаптацией к нашим реалиям, без всяких «родитель 1» и «родитель 2» и прочих «благоглупостей», как выразился бы Салтыков-Щедрин.
Борьба с домашними тиранами — в корне своей идея правильная. Вопрос, как обычно, в её реализации.
Понятно, что о содержании закона можно спорить долго. Например, о том, стоит ли запрещать бить детей — вопрос на самом деле не простой. И речь не об изуверских избиениях, совершаемых, как правило, маргинальными родителями, пребывающими большую часть времени в состоянии алкогольного опьянения — тут как раз всё понятно. Речь о другом. Есть мнение, что хороший ремень тоже иногда полезен для ребёнка. Понятно, что порка — далеко не самый гуманный метод воспитания, который, однако, зачастую даёт должный эффект. В любом случае, главное, чтобы такой закон вообще у нас появился. Любой закон, хоть частично решающий проблему, лучше, чем его отсутствие. Тогда, по крайней мере, будет дана чёткая дефиниция понятия домашнего насилия, предусмотрены механизмы защиты его жертв и меры ответственности за совершение подобных деяний. Порядка 150 стран мира имеют специализированное законодательство о насилии в семье, в России же до сих пор ничего подобного нет, хотя разговоры об этом идут уже давно. Наличие специального закона будет означать, что государство признаёт: домашнее насилие — актуальная социальная проблема, для решения которой необходимы соответствующие меры и ресурсы. И, что важно, к этому вопросу будет привлечено внимание всего общества и всех заинтересованных сторон. Поэтому принятие этого закона, если оно произойдёт, можно будет только приветствовать.
В последние годы в России много внимания уделяется укреплению семейных ценностей, необходимости рождения детей и т.д., принимаются соответствующие меры материальной поддержки семей. Всё это можно только поддерживать, но в то же время приходится констатировать, что институт семьи и брака не только на Западе, но и в России переживает непростые времена, что видно по количеству разводов, матерей-одиночек и другим нерадостным показателям. И когда читаешь высказывания некоторых публичных персон в том духе, что, дескать, закон о криминализации домашнего насилия нам не нужен, просто женщинам стоит более тщательно подходить к выбору спутника жизни, то возникает не то чтобы недоумение, а некоторые вопросы. Вообще, брак — это сознательный и добровольный союз двух людей, изъявивших желание создать семью. К сожалению, действительно, не всегда подобные решения принимаются взвешенно и осознанно, но это не значит, что женщины должны расплачиваться за свои ошибки здоровьем и даже жизнью, оставаясь один на один с домашним тираном.
Любое преступление должно быть наказано. Это аксиома. Тем более, когда речь идёт о нанесении вреда физическому и нравственному здоровью наиболее уязвимых людей, которые по объективным причинам не могут сами себя защитить — женщин и детей. Поэтому, по моему мнению, соответствующий закон обязательно должен быть принят. Других путей решения этой проблемы просто нет.
Ранее редакция сообщала о том, что в Новосибирске местному жителю предъявлено обвинение в незаконном лишении свободы и избиении своей гражданской супруги, которая была беременна.
Покупатель должен восстановить объект культурного наследия
В регионе обрабатывается в три раза меньше ТКО, чем в среднем по стране
Бармены и бариста многих заведений общепита изучают искусство составления чайных композиций, ориентируясь на запросы клиентов
Турция стала главным направлением поездок
На этой улице бесследно исчезли деревянные дома, которые предлагали признать объектами культурного наследия. А один…
Анализ потребительской активности также показал, что самыми популярными категориями покупок у молодых людей стали супермаркеты,…