Бюджеты сибирских регионов теряют миллиарды из-за ограничений в грузоперевозках

Трансграничные переходы

В новых экономических реалиях особая роль отводится сибирским транспортным коридорам и трансграничной инфраструктуре. Но чтобы ей соответствовать, предстоит многое сделать на региональном уровне. Об этом говорили на пленарном заседании, в секциях и на круглом столе участники прошедшего в июне в Новосибирске 11-го международного Сибирского транспортного форума. Участники рынка и эксперты подчеркивали, что бюджеты сибирских регионов сегодня теряют миллиарды из-за ограничений в грузоперевозках.

Строительство Северо-Сибирской магистрали оценили в 8 трлн рублей

По итогам заседания было решено рекомендовать Минтрансу России рассмотреть предложение Республики Тыва о включении проекта создания трансграничного автомобильного коридора Красноярск Абакан Хандагайты – Монголия – Китай в перечень маршрутов в рамках межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках.

Существующие транспортные коридоры в сообщении с Китаем, их загруженность и инфраструктуру по просьбе редакции Infopro54 оценили перевозчики.

Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic, заявил, что современным требованиям по оснащению всей необходимой инфраструктурой отвечает только МАПП «Забайкальск».

— Остальные погранпереходы как на дальневосточном направлении, так и в Сибирском регионе не особенно развивались последние десятилетия. И только сейчас на них наконец-то обратили внимание из-за роста товаропотока на границе с Китаем. Но отсутствие необходимой инфраструктуры и оборудования досмотра приводит к моментальным задержкам при таможенных процедурах, связанных с досмотром, — комментирует эксперт.

Евгений Козырев, директор по логистике транспортной компании Delko, отметил, что сегодня существуют несколько транспортных коридоров для связи с Китаем: основные и дополнительные.

— Основной коридор через Владивосток включает переход «Суйфэньхэ» («Пограничный»), который максимально загружен, так как обеспечивает и железнодорожные, и автомобильные перевозки. Переходы «Миншань» и «Дунин» обслуживают только автомобильный транспорт и не пользуются большим спросом. Переход «Жоахэ», находящийся рядом с Хабаровском, мало используется из-за необходимости паромной переправы, которая не может обеспечить большой поток транспорта. Переходы «Хайхэ» и «Благовещенск» пока страдают от недостатка складской инфраструктуры, но в этом направлении на данный момент ведется работа, — пояснил Козырев. — «Забайкальск» является самым популярным и одновременно одним из самых загруженных переходов, где активно используются как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.

Эксперт также отметил четыре дополнительных коридора и прокомментировал, с какими ограничениями сталкиваются перевозчики на этих маршрутах:

  • Коридор через Монголию и Улан-Батор пользуется минимальным спросом из-за протяженности маршрута — более 2500 км. Маршрут предполагает большой крюк в 900 км по территории Монголии, из которых 300 км приходятся на плохие дороги.
  • Переход «Ташанта» ведет к пограничному переходу с Китаем «Текешкер». Китай заасфальтировал 740 км для обеспечения коридора на новосибирский таможенный пункт, однако там также отсутствует на данный момент складская инфраструктура.
  • При использовании перехода «Харгос» расстояние увеличивается на 1500 км, а время прохождения границы занимает до пяти суток. Китай сейчас строит железнодорожную линию Такишкен – Урумчи, а Россия — Новосибирск – Ташанта, с возможным продолжением через Монголию.
  • Переход через Ташанту позволяет значительно сократить время прохождения границы — до 30 минут.

Ставка на Ташанту и Хандагайты

По мнению участников рынка, тема развития транспортных коридоров в Сибири крайне актуальна. Как отметил Евгений Козырев, по ним сегодня перевозится весь спектр товаров из Китая, включая технику, товары народного потребления и скоропортящиеся продукты.

Эксперт считает, что для улучшения транзитных возможностей сибирских магистралей, особенно в Новосибирской области и Красноярском крае, необходимо развивать пограничный переход «Ташанта» и создавать складские буферы. Та же проблема, по его словам, существует и в Тыве, где также требуется создание складской и логистической инфраструктуры.

Китайские товары подорожают из-за проблем с логистикой в Новосибирске

— В нормальном режиме пропускной способности сибирских магистралей в направлении Китая уже достаточно. Правда, как показала ситуация с досмотрами грузов на границе Казахстана, моментальная переориентация грузопотока приводит к временным трудностям на границе с Китаем в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом случае использование транспортного коридора через территорию Монголии с выходом на Кяхту (Республика Бурятия) позволил нам избежать простоев на российской границе, — рассуждает Игорь Чернышев. — Также возможно использование погранперехода «Хандагайты» (Республика Тыва). Только нужно учитывать дневной график работы с 8 до 18 часов с перерывом 12-14 часов и выходным в воскресенье.

При планируемом расширении транзитного грузопотока из Китая через Монголию однозначно понадобится модернизация погранперехода «Хандагайты» и перевод его режима работы на круглосуточный, подчеркивает эксперт.

Напомним, новый пункт пропуска в Ташанте планируют сдать в конце 2026 года. После его запуска пропускная способность пункта вырастет в 10 раз — со 100 до 1000 транспортных средств в сутки. После отмены коронавирусных ограничений резко вырос поток туристов, которые проходят через расположенный здесь таможенный пост на границе России и Монголии.

В прошлом году на презентации инвестиционных проектов Сибирского федерального округа в рамках Красноярского экономического форума-2023 заместитель министра экономического развития и промышленности Республики Тыва Анзатмаа Крнгар сообщала,  что регион начинает строительство первичной торгово-логистической инфраструктуры в непосредственной близости от российско-монгольской государственной границы. В перспективе одним из ключевых преимуществ торгово-логистического центра. По ее словам, может стать транзитный коридор Хандагайты (Россия) – Улаангом (Монголия) – Урумчи (Китай).

Ранее редакция рассказывала о том, что большинство дорог для новосибирского бизнеса сейчас ведет в Китай

Оксана Мочалова

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

12 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

13 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

13 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

14 часов ago