Аудиторы Контрольно-счетной палаты проанализировали эффективность использования государственных средств, направленных на обеспечение необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам, реабилитации и абилитации инвалидов в 2015-2017 годах.

План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 – 2030 годы в регионе был утвержден распоряжением правительства в сентябре 2015 года. «Дорожная карта» плана предусматривает создание универсального дизайна в отношении новых или реконструируемых объектов, а также разумное приспособление объектов с созданием системы помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг. Предполагалось, что реализация всех прописанных в карте мероприятий позволит обеспечить доступность для инвалидов объектов приоритетных сфер жизнедеятельности до 91,8% в 2030 году.

За три года финансирование мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры и услугам, осуществлялось в рамках восьми государственных программ и в непрограммных направлениях расходов областного бюджета рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Общий объем средств для реализации всех мероприятий составил 4,85 млрд руб (98,4% к плану), из них 4,5 млрд из областного бюджета (98,5%), 121,5 млн — из федерального (98,9%), 129,2 млн — из муниципальных бюджетов (127,2%) и 109,4 млн — из внебюджетных источников (76,3%). Однако, по оценкам аудиторов, после трех лет реализации программы ситуация еще далека от идеальной.

— Всего из 31 установленного показателя программы достигнуты значения по 9. По департаменту физкультуры и спорта, минздраву показатель доступности достигнут только по одному критерию, — констатировала аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Наталья Толмачева, отчитываясь о результатах работы на заседании комитета по соцполитике регионального парламента. —  Минтрансом и минкультом не выполнен ни один показатель, министерство образования и министерство труда из 5 и 11 показателей соответственно, достигли установленных значений только по 3.

Наибольший объем средств направлен на реализацию трех госпрограмм: ГП «Развитие образования Новосибирской области» — 62,6% или 3 млрд руб, ГП «Развитие соцподдержки населения» — 24,8% или 1, 2 млрд, ГП «Обеспечение доступности пассажирского транспорта» — 7,3% или 351,7 млн. По остальным госпрограммам доля расходов составляет до 1,8%.

После проверки объектов министерств в Новосибирске и районах области больше всего замечаний аудиторы высказали в части отсутствия у объектов соцназначения пандусов, подьемников и лифтов.

В целом аудиторы КСП оценили использование бюджетных средств, направленных на формирование доступной среды для инвалидов, как неэффективное.

— Я считаю, что нам нужно вернуться к заседаниям координационного совета, инициировать обсуждение этой темы, детально посмотреть отчет КСП и разобрать это заключение как алгоритм для дальнейших действий, особенно по некоторым ведомствам, которые вообще не выполняют свои показатели, — констатировала депутат регионального парламента Татьяна Есипова.

Аудиторы КСП, в свою очередь, предложили правительству Новосибирской области, в целях реализации государственной программы «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми на 2014-2020 годы», принять порядок определения объема и предоставления субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Также предложено актуализировать информацию и определить методику расчетов контрольных значений показателей по доступности объектов и услуг для инвалидов. Аудиторы также подняли вопрос о необходимости создания в регионе Ресурсного цента для инвалидов. Они предложили властям Новосибирской области обратить внимание на опыт других регионов, где такие проекты уже реализуются. В подобных центрах люди с ограниченными возможностями здоровья в одном месте могут получить все необходимые услуги в части установления инвалидности и предоставления мер соцподдержки. Это позволяет повысить информированность, качество и доступность услуг для инвалидов.

— «Пилотные» проекты «Ресурсный центр для инвалида» реализуются в Самарской области и Алтайском крае. За счет согласованных действий исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов фондов РФ (ФСС, ПФР), бюро МСЭ, протезно-ортопедического предприятия, на одной площадке находятся представители всех структур, которые необходимо посетить при установлении инвалидности и обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР), — поясняется в отчете КСП. — Ресурсный центр оказывает услуги по прохождению медико-социальной экспертизы; консультационному сопровождению граждан по вопросам установления инвалидности, обеспечения ТСР, пенсионного обеспечения, занятости, социального страхования и др.; оказывает помощь в подборе ТСР, обучение пользованию ТСР при необходимости; предоставляет ТСР во временное пользование.

По состоянию на 1 января 2018 года в Новосибирской области было зарегистрировано 193 тысячи граждан с различной степенью инвалидности. За последние три года доля инвалидов сократилась с 7,3% до 6,9%, при этом значительно увеличилась численность детей-инвалидов с 7 810 до 8 886 человек.Всего в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Реестр ОСИ) в 2016 году было внесено 157 объектов социальной инфраструктуры, в 2017 году в реестре отражена информация уже по 965 объектам. Из них 509 — это объекты здравоохранения, 205 — объекты культуры, 148- объекты социальной защиты населения.В ходе проведения проверки КСП минсоцразвития региона представил аудиторам (24.10.2018) Реестр ОСИ, содержащий информацию о 977 объектах. Добавлены 28 объектов культуры, 38 объектов социальной защиты населения, однако отсутствуют данные об объектах образования (в 2017 году — 54 объекта).

Согласно данным отчетов учреждений об исполнении государственных заданий, в проверяемом периоде плановые значения объема государственных услуг учреждениями выполнены в полном объеме за исключением трех учреждений в 2015 году. По расчету областной Контрольно-счетной палаты, возврату в областной бюджет подлежит субсидия в размере 12 млн руб.

Фото редакции

Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов

tkrasnova

Recent Posts

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

10 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

11 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

11 часов ago

В Новосибирской области открыли первую ледовую переправу

Трасса длиной 1,8 км заменит стокилометровый объезд и будет работать до весны

12 часов ago